Когда планеты взрываются: учёные исследуют большие взрывы в Солнечной системе. (Shutterstock - Alexyz3d/Rost9)

Когда планеты взрываются: учёные исследуют большие взрывы в Солнечной системе

Солнечная система с момента своего рождения была гораздо менее стабильной
Автор: 18.09.2022 Обновлено: 18.09.2022 11:07
В какой-то момент в истории Земли стихийные силы сдвинули большие массивы суши в направлении экватора. Этот сдвиг был настолько колоссальным, что Бостон словно перетащили на нулевую широту — на расстояние более 1600 миль (≈2574 км).

Этот массивный сдвиг произошёл 800 млн лет назад, объяснил в интервью NPR доцент кафедры геонаук Принстонского университета Адам Малуф. Скорость сдвига составляла около 20 дюймов (≈50 см) в день — головокружительная скорость в геологии. Это примерно в пять раз быстрее движения земной коры сегодня.

По словам Малуфа, земной шар, вращаясь, смещает свой вес к экватору для поддержания равновесия, в то время как кора скользит вбок:

«Ядро Земли, внешняя часть, на самом деле представляет собой жидкое железо, и его вязкость примерно равна вязкости воды».

Это объясняет один из бесчисленных моментов, когда Вселенная взорвалась. Другие, гораздо более масштабные взрывы, произошли за пределами нашей земной сферы.

В более макромасштабном плане учёные в последние годы обнаружили, что Солнечная система с момента своего рождения была гораздо менее стабильной, чем считалось раньше.

В 2006 году космический зонд «Звёздная пыль» доставил на Землю удивительную материю, собранную с кометы Wild 2. Учёные ожидали найти вещества, образовавшиеся вдали от Солнца — «холодный» материал, — но вместо этого обнаружили, что материя образовалась как вблизи, так и вдали от Солнца.

Удивительные последствия заключались в том, что материя образовалась в изобилии во внутренней части Солнечной системы, но была выброшена на её край.

Существуют ещё более сложные теории, связанные с планетарными катастрофами.

Гипотеза взорвавшейся планеты

Астроном Том Ван Фландерн считает результаты исследования Wild 2 доказательством, подтверждающим так называемую гипотезу взорвавшихся планет. Он утверждает, что за 4,6 млрд лет истории Солнечной системы некоторые из её планет были уничтожены взрывами огромной силы.

Это спорная гипотеза. На Ван Фландерна оказывалось давление со стороны его коллег, чтобы он отказался от неё. Он поддержал эту теорию после того, как начал исследовать её для дискредитации.

Получив докторскую степень по астрономии в Йельском университете, он 20 лет проработал в Военно-морской обсерватории США, где стал начальником отделения небесной механики. После этого он начал независимые исследования по своим более спорным темам.

В статье «Вызов гипотезы взорвавшейся планеты», опубликованной в Международном журнале астробиологии в 2007 году, он перечислил некоторые предсказания, сделанные на основе этой гипотезы, которые сбылись, в том числе:

1. спутники астероидов;
  2. спутники комет;
  3. солёная вода в метеоритах;
  4. «следы перекатывания», ведущие к валунам на астероидах;
  5. время и максимальная скорость метеорного шторма “Леонид” 1999 года;
  6. сигнатуры взрывов на астероидах;
  7. сильно различающиеся энергетические параметры новых комет;
  8. распределение чёрного вещества на медленно вращающихся безвоздушных телах;
  9. скорости раскола комет».

Некоторые из возражений против этой теории утверждают, что масса упомянутых взорвавшихся планет отсутствует в материи нашей Солнечной системы. Ван Фландерн опроверг это, заявив:

«Подумайте, что произойдёт, если Земля взорвётся сегодня. Поверхностные и земные породы разрушатся и раздробятся, но останутся камнями.

Однако горные породы на глубине более 40 км окажутся под таким сильным давлением при высокой температуре, что при выпуске их в вакуум они просто испарятся. Как следствие, более 99% общей массы Земли испарится в результате взрыва, и уцелеют только кора низкого давления и верхние слои мантии».

Хотя некоторые объяснения причин взрывов неясны, Ван Фландерн отметил, что мы больше не уверены в том, как возник широко распространённый феномен «поздних тяжёлых бомбардировок». Это подводит нас к следующему большому катаклизму.

Поздняя тяжёлая бомбардировка

Вскоре после формирования основных планет на земные планеты, включая Землю, неожиданно обрушилось большое количество астероидов.

Пол Вайсман из Лаборатории реактивного движения НАСА написал в своей статье «История столкновений с Солнечной системой: последствия для происхождения атмосфер», что «правдоподобное объяснение последней тяжёлой бомбардировки осталось чем-то вроде загадки».

Ван Фландерн утверждал:

«Поздняя тяжёлая бомбардировка, реальное событие в Солнечной системе, звучит как ранний планетарный взрыв».

По мнению НАСА, миграция планет могла стать причиной поздней тяжёлой бомбардировки.

Планеты движутся

По данным НАСА:

«Одна из моделей нашей Солнечной системы предполагает, что орбиты наших гигантских планет резко сместились в начале истории Солнечной системы.

При этом орбита Юпитера немного сместилась внутрь к Солнцу, а орбиты Сатурна, Нептуна и Урана расширились вдаль от него. Эти резкие движения дали нам тот порядок планет и малых тел, с которым мы знакомы сегодня, и привели к рассеиванию многих малых тел (например, комет)».

Притягивающие силы космических тел за пределами нашей Солнечной системы продолжают вызывать изменения в расположении планет, какими бы медленными и незначительными они ни казались нам.

История нашей планеты, Луны и Солнечной системы всё ещё исследуется и изучается учёными.

Сформировались ли планеты изначально на своих нынешних местах, или они сильно переместились в течение истории? Может быть, некоторые из них даже взорвались?

Тайны этих невероятных космических сил и их история заставляют воображение устремляться в будущее. Может быть, в будущем нас ждут ещё большие и гораздо более масштабные взрывы?

Сдвиг земных масс? Возможно, планеты, проходящие через Солнечную систему? Только время покажет.

Тара МакИсаак — редактор и репортёр, которая за 10 лет работы в The Epoch Times занималась различными темами, включая науку, окружающую среду и местные новости Нью-Йорка. В настоящее время она работает с изданием в Южной Калифорнии.