Ракета Arianespace Ariane 5 с космическим телескопом НАСА Джеймса Уэбба на борту стартует с космодрома Европы, Гвианского космического центра в Куру, Французская Гвиана, 25 декабря 2021 года, на кадре из видео. Фото: NASA/NASA TV/Handout via Reuters

НАСА и ЕКА запустили сверхновый космический телескоп, чтобы увидеть раннюю Вселенную

Запуск в Рождество транслировался в прямом эфире совместной веб-трансляции НАСА и ЕКА
Автор: 27.12.2021 Обновлено: 27.12.2021 11:22
Космический телескоп NASA James Webb, созданный, чтобы дать миру представление о Вселенной в первозданном виде, был запущен в субботу с северо-восточного побережья Южной Америки, открыв новую эру в астрономии.

Сверхновый инфракрасный телескоп стоимостью $9 млрд, который НАСА называет главной космической обсерваторией следующего десятилетия, был доставлен в грузовой отсек ракеты Ariane 5, стартовавшей в 07:20 по восточному времени (1220 GMT) со стартовой базы Европейского космического агентства (ЕКА) во Французской Гвиане.

Безупречный запуск в Рождество транслировался в прямом эфире совместной веб-трансляции НАСА и ЕКА.

Когда двухступенчатая ракета-носитель, оснащённая двойными твёрдотопливными ускорителями, с рёвом взлетела со стартовой площадки в облачное небо, комментатор НАСА сказал:

«Из тропического дождевого леса к началу времён “Джеймс Уэбб“ начинает путешествие назад к рождению Вселенной».

После 27-минутного гиперзвукового полёта в космос прибор весом 6350 кг был выпущен с верхней ступени французской ракеты на высоте около 1392 км над Землёй и в течение следующих 13 дней должен постепенно развернуться до размеров теннисного корта.

Видео, снятое камерой, установленной на верхней ступени ракеты, показало, как «Уэбб» плавно удаляется после отстыковки, вызвав одобрительные возгласы и аплодисменты ликующих бортинженеров в центре управления полётом.

Спустя несколько мгновений, когда солнечная батарея «Уэбба» была развёрнута, диспетчеры подтвердили, что источник питания работает.

Через две недели телескоп достигнет своей цели на солнечной орбите в 1,6 млн км от Земли — примерно в четыре раза дальше, чем Луна. Особый орбитальный путь «Уэбба» позволит ему постоянно находиться на одной линии с Землёй, пока планета и телескоп будут обращаться вокруг Солнца в тандеме.

Для сравнения, космический телескоп «Хаббл», 30-летний предшественник «Уэбба», вращается вокруг Земли на расстоянии 547 км, входя и выходя из тени планеты каждые 90 минут.

Названный в честь человека, который руководил НАСА на протяжении большей части его становления в 1960-х годах, «Уэбб» примерно в 100 раз чувствительнее, чем «Хаббл», как ожидается, новые исследования изменят понимание учёными Вселенной и нашего места в ней.

Урок космологической истории

«Уэбб» будет наблюдать за космосом в основном в инфракрасном диапазоне, проникая сквозь облака газа и пыли, где рождаются звёзды, в то время как «Хаббл» работал в основном в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах волн.

Главное зеркало нового телескопа, состоящее из 18 шестиугольных сегментов из бериллиевого металла с золотым покрытием, также имеет гораздо большую светособирающую площадь и сможет фиксировать объекты на больших расстояниях, чем «Хаббл» или любой другой телескоп.

Это, по словам астрономов, позволит увидеть недостижимый ранее космос, датируемый всего 100 млн световых лет после Большого взрыва, который, согласно теории, привёл в движение расширение наблюдаемой Вселенной примерно 13,8 млрд световых лет назад.

В поле зрения «Хаббла» попали объекты, датируемые примерно 400 млн лет после Большого взрыва — период, когда, как считается, сформировались самые первые галактики — разрастающиеся скопления звёзд, газов и другой межзвёздной материи.

Администратор НАСА Билл Нельсон, выступая во время трансляции запуска по видеосвязи, назвал новый телескоп «машиной времени», которая «вернёт нас к самым истокам Вселенной».

Помимо изучения формирования самых ранних звёзд и галактик, астрономы хотят исследовать сверхмассивные чёрные дыры, которые, как считается, занимают центры далёких галактик.

Инструменты «Уэбба» также идеально подходят для поиска потенциально пригодных для жизни атмосфер у десятков недавно обнаруженных экзопланет — небесных тел, вращающихся вокруг далёких звёзд, а также для наблюдения за мирами, расположенными гораздо ближе к нам, такими как Марс и ледяная луна Сатурна Титан.

Новый телескоп — результат международного сотрудничества под руководством НАСА в партнёрстве с Европейским и Канадским космическими агентствами. Основным подрядчиком является компания Northrop Grumman Corp. Ракета-носитель Arianespace является частью европейского вклада.

Стоимость разработки телескопа Webb составила $8,8 млрд, а эксплуатационные расходы, по прогнозам, доведут его общую цену до $9,66 млрд, что намного больше, чем планировалось.

Ожидается, что эксплуатация телескопа, управление которым будет осуществляться из Научного института в Балтиморе, начнётся летом 2022 года после примерно шестимесячного выравнивания и калибровки зеркал и инструментов «Уэбба».

Именно тогда НАСА рассчитывает выпустить первую партию снимков, сделанных «Уэббом», который рассчитан на эксплуатацию в течение 10 лет.

Владимир Васильев — Обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на новостном и аналитическом освещении событий в мире науки и технологий.