Комета C/2014 UN271 может достигать 85 миль в поперечнике. Фото: Zena Levy (STScI) via NASA, ESA | Epoch Times Россия

Огромная комета

К Земле направилась комета возрастом 4 млрд лет
Автор: 18.04.2022 Обновлено: 18.04.2022 10:35
Огромная комета — примерно 129 км в диаметре, что более чем в два раза превышает ширину штата Род-Айленда — движется к нам со скоростью 35406 км/ч от края Солнечной системы. К счастью, она никогда не приблизится к Солнцу ближе 1,6 млрд км (немного дальше от Земли, чем Сатурн), что произойдёт в 2031 году.

«Кометы, одни из самых старых объектов в Солнечной системе, представляют собой ледяные тела, выброшенные за пределы Солнечной системы в ходе гравитации массивных планет», — сказал Дэвид Джевитт.

Профессор планетологии и астрономии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе стал соавтором нового исследования комет, опубликованного в Astrophysical Journal Letters. По его словам, отделённые кометы объединились в облако Оорта, представляющее собой обширное скопление комет, окружающее Солнечную систему на многие миллиарды километров в глубоком космосе.

Впечатляющий хвост типичной кометы длиной в несколько миллионов километров делает её похожей на космическую ракету, хотя основу его составляет твёрдое ядро изо льда, смешанного с пылью— по сути, грязный снежный ком. Эта огромная комета под названием C/2014 UN271 обнаружена астрономами Педро Бернардинелли и Гэри Бернштейном. Она может достигать 137 км в диаметре.

«Эта комета — вершина айсберга среди многих тысяч комет, которые слишком тусклые для наблюдения в отдалённых частях Солнечной системы. Мы всегда подозревали, что эта комета должна быть большой, потому что она такая яркая на таком большом расстоянии. Теперь мы имеем подтверждение, что это так», — сказал Дэвид Джевитт.

Самое большое ядро

Джевитт и его коллеги определили размер ядра кометы с помощью космического телескопа НАСА «Хаббл». Её ядро примерно в 50 раз больше ядер многих известных комет. А масса оценивается в 500 трлн т, что в 100 тыс. раз превышает массу типичной кометы, находящейся намного ближе к Солнцу.

«Это удивительный объект, учитывая его активность на таком далёком расстоянии от Солнца. Мы предполагали, что комета может быть довольно большой, но нам нужны были данные для подтверждения этого», — заявил ведущий автор исследования Ман-То Хуэй, получивший докторскую степень в Калифорнийском университете в 2019 году и работающий сейчас в Университете науки и технологии Макао в Тайпе.

Поэтому исследователи использовали телескоп «Хаббл» для получения пяти фотографий кометы 8 января 2022 года и включили их в свой анализ радионаблюдения за объектом. По словам Джевитта, объект сейчас находится на расстоянии менее 3,2 млрд км от Солнца и через несколько миллионов лет вернётся к первоначальному месту в облаке Оорта. Комета C/2014 UN271 впервые была замечена в 2010 году, находясь на расстоянии 4,8 млрд км от Солнца. С тех пор она интенсивно изучается с помощью наземных и космических телескопов.

Проблема измерения этого объекта заключалась в том, как выделить твёрдое ядро из облака пыли и газа, окутывающего его. В настоящее время объект находится слишком далеко, чтобы его ядро можно было визуально определить с помощью «Хаббла». Вместо этого, данные «Хаббла» показывают яркое свечение в месте расположения ядра. Хуэй и его коллеги создали компьютерную модель облака кометной пыли и подогнали его под изображения «Хаббла». Затем они вычли облако, оставив только ядро.

Хуэй и его команда сравнили яркость ядра с данными более ранних радионаблюдений, полученных с помощью мощной системы радиотелескопов ALMA в пустыне Атакама в Чили. Новые измерения «Хаббла» близки к более ранним оценкам размеров, полученным с помощью ALMA, но убедительно свидетельствуют о более тёмной поверхности ядра, чем считалось ранее.

Объект приближается к Солнцу уже более 1 млн лет. Облако Оорта считается местом скопления триллионов комет. По мнению Джевитта, облако Оорта простирается от расстояние в несколько сотен раз превышающее дистанцию между Солнцем и Землёй.

«Оно большое и чернее угля», — сказал Джевитт о ядре кометы.

Выдвинутая в 1950 году голландским астрономом Яном Оортом гипотеза об облаке Оорта до сих пор остается теорией, поскольку составляющие его кометы слишком тусклы и далеки, чтобы их можно было наблюдать визуально. Это означает, что крупнейшая структура Солнечной системы практически невидима, сказал Джуитт.