via NASA | Epoch Times Россия
via NASA

Учёные зафиксировали ускорение ветра в Большом красном пятне Юпитера с помощью «Хаббла»

Астрономы продолжают изучать «короля бурь» Солнечной системы
Автор: 08.12.2021 Обновлено: 08.12.2021 12:23
Исследователи НАСА, анализирующие регулярные отчёты «Хаббла» о штормах на Юпитере, обнаружили, что средняя скорость ветра в пределах границ шторма, известного как высокоскоростное кольцо, с 2009 по 2020 год увеличилась на 8%.

Ветры во внешней «полосе» Большого красного пятна Юпитера ускоряются — это открытие стало возможным только благодаря космическому телескопу НАСА «Хаббл», который наблюдает за планетой уже более десяти лет.

Анализируя регулярные «штормовые отчёты» «Хаббла», исследователи обнаружили, что средняя скорость ветра непосредственно в пределах границ шторма, известного как высокоскоростное кольцо, увеличилась на 8% с 2009 по 2020 год. Напротив, ветры в самой внутренней области красного пятна движутся значительно медленнее, как будто кто-то лениво прогуливается в солнечный воскресный день.

Массивные облака багрового цвета вращаются против часовой стрелки со скоростью более 640 км/ч — и этот вихрь больше, чем планета Земля. Большое красное пятно Юпитера легендарно, отчасти потому, что люди наблюдали его более 150 лет.

Исследование возглавляет Майкл Вонг из Калифорнийского университета в Беркли. Оно было опубликовано в Geophysical Research Letters.

Никто и никогда не видел этого раньше

«Никто никогда не видел этого раньше. Открытие стало возможным благодаря долговечности „Хаббла“ и его постоянных наблюдений», — сказал Вонг.

На Земле для отслеживания крупных бурь в режиме реального времени используются орбитальные спутники и самолёты, говорит одна из участниц исследования — Эми Саймон из Центра космических полётов НАСА.

«Поскольку у нас нет самолёта для изучения штормов на Юпитере, мы не можем постоянно измерять ветер на месте. „Хаббл“ — единственный телескоп, имеющий такой временной охват и пространственное разрешение, которые позволяют детально зафиксировать ветры Юпитера», — сказала она.

Открытие стало возможным благодаря долговечности «Хаббла»

Обнаруженное и с помощью «Хаббла» изменение скорости ветра на Юпитере составляет менее 3 км/ч за земной год.

«Мы говорим о таком небольшом изменении, что если бы у нас не было одиннадцати лет данных „Хаббла“, мы бы не узнали о нём. Точность измерений „Хаббла“ позволила нам заметить тенденцию», — сказал Саймон.

Постоянный мониторинг «Хаббла» позволяет очень точно анализировать его данные по мере их пополнения. Самые мелкие объекты, которые «Хаббл» может обнаружить в буре, составляют всего 169 км в поперечнике.

Чтобы лучше проанализировать богатые данные «Хаббла», Вонг применил новый подход к анализу данных. Он использовал программное обеспечение, чтобы отследить десятки и сотни тысяч векторов ветра (направлений и скоростей) каждый раз после получения данных с «Хаббла».

«Так я получил гораздо более последовательный набор измерений скорости. После проведения ряда статистических тестов я подтвердил, что называть это увеличением скорости ветра оправданно», — объяснил Вонг.

Учёные ищут ответ на вопрос: В чём источник энергии планетарных бурь?

«Скорость ветра трудно диагностировать, поскольку „Хаббл“ не может хорошо видеть нижнюю часть бури: всё, что ниже верхушек облаков, невидимо, но это интересные данные, которые могут помочь нам понять, что подпитывает большое красное пятно и как оно сохраняет энергию. Нам предстоит ещё много работы, чтобы полностью понять его», — сказал Вонг.

Астрономы продолжают изучать «короля» бурь Солнечной системы с 1870-х годов. Большое красное пятно Юпитера — это выброс материала из недр Юпитера. Если смотреть на шторм со стороны, то он имеет вид многоярусного свадебного торта с высокими облаками в центре, ниспадающими каскадом на внешние слои.

Астрономы отмечают, что в ходе более ста лет наблюдений, буря уменьшается в размерах и становится скорее круглой, чем овальной. В настоящее время диаметр шторма составляет 16,1 тыс. километров в поперечнике, то есть Земля всё ещё может поместиться внутри него.

Каждый цикл в этом видео представляет собой примерно 10 земных часов или один юпитерианский день, приближенно показывая, как бы выглядело Большое красное пятно Юпитера, если бы оно было постоянно освещено.

Проанализировав этот набор данных с космического телескопа НАСА «Хаббла», исследователи смоделировали, как выглядит поток ветра вокруг Большого красного пятна Юпитера: к югу от Большого красного пятна Юпитера находится восточная струя, а на южной границе — западная.

Помимо наблюдения за этим легендарным долгоживущим штормом, исследователи изучали штормы на других планетах, включая Нептун, где они, как правило, проходят по поверхности планеты и исчезают всего за несколько лет. Подобные исследования помогают учёным не только узнать об отдельных планетах, но и сделать выводы об основополагающей физике, которая приводит в движение и поддерживает бури на планетах.

Предоставлено Институтом космических телескопов