Исследователи обнаружили, что молекулярные часы растений связаны с их иммунной системой. (Изображение: Pawel Przybyszewski via Dreamstime)  | Epoch Times Россия

Молекулярные часы регулируют иммунный ответ растений на заражение патогенами

На рассвете растения повышают устойчивость к инфекциям
The Epoch Times24.11.2021 Обновлено: 24.11.2021 18:26
Растения способны предсказать время, когда вероятность заражения наиболее высока, опираясь на внутренние биологические часы, и регулировать в соответствии с этим иммунный ответ.

Исследователи из Уорикского университета в Великобритании обнаружили, что молекулярные часы растений связаны с их иммунной системой. Растения повышают устойчивость к инфекциям на рассвете, когда вероятность возникновения грибковых инфекций наиболее высока. При этом они не могут поддерживать высокий уровень устойчивости в любое время суток.

Учёные выявили в растительной клетке белок JAZ6, по-разному управляющий иммунным ответом в зависимости от времени суток. Он связывает молекулярные часы растений с иммунной системой.

Основываясь на новом открытии, исследователи попытаются создать устойчивый иммунный ответ растений к грибковым патогенам через белок JAZ6. Они хотят повысить устойчивость сельскохозяйственных культур к заболеваниям путём молекулярной селекции.

Молекулярные часы управляют иммунитетом растений

Если предыдущие исследования показали изменение устойчивости растений к бактериальным патогенам в разное время суток, то новое исследование впервые доказало ту же связь относительно грибковых патогенов.

Оно также впервые показало влияние биологических часов растений на разницу в их иммунном ответе на рассвете и ночью.

Молекулярные (циркадные) часы управляют суточными ритмами многих организмов: от людей до насекомых. Это внутренние хронометры, позволяющие организмам предвидеть предсказуемые изменения в течение 24-часового периода.

Ведущий исследователь Кэтрин Денби из Уорикского университета объясняет:

«Растения предсказывают, когда наиболее вероятно заражение патогенами, и регулируют иммунный ответ для борьбы с ними. Причём устойчивость к инфекциям гораздо выше на рассвете по сравнению с ночным периодом. Это обусловлено циркадными часами растений, а не суточными изменениями света/темноты, и различия сохраняются независимо от того, попадают растения под свет в течение дня или нет».

Во время исследования учёные заражали растения спорами ботритиса серого каждые три часа в течение 24 часов и измеряли степень поражения. Они заметили, что растения, заражённые утром, поражались гораздо меньше и были более устойчивы к болезни по сравнению с теми, которых заражали ночью.

«Мы заражали грибковым патогеном растения с нарушенными циркадными часами утром и ночью. Растения больше не показывали разницу в устойчивости к инфекции. Это доказывает, что устойчивость определяется внутренними часами», — сказала докторант Уорикского университета Клэр Стокер.

Исследование было опубликовано в журнале Plant Journal.