Когда дети становятся старше, они склонны отдавать предпочтение одной руке, особенно для письма или рисования. (Image: Victority via Dreamstime)  | Epoch Times Россия
Когда дети становятся старше, они склонны отдавать предпочтение одной руке, особенно для письма или рисования. (Image: Victority via Dreamstime)

Как мозг превращает ребёнка в правшу или левшу

Разделение на правшу или левшу происходит в возрасте 4 лет
Автор: 26.01.2022 Обновлено: 26.01.2022 18:43
Маленькие дети для выполнения дел умело пользуются обеими руками. Подрастая, дети отдают предпочтение какой-то одной руке, особенно при письме или рисовании.

«Рукастость» ребёнка обычно определяется к тому времени, когда он овладевает языком — в возрасте около 4 лет. Правша или левша — это неизменная характеристика ребёнка, которая будет сопровождать его всю жизнь. Выбор правой или левой руки говорит об устройстве и функционировании его мозга.

Лидирующее полушарие мозга

Каждое полушарие мозга контролирует движение противоположной стороны тела. Однако левое и правое полушария неодинаково контролируют тело при выполнении им разных задач. К примеру, при выполнении одних задач левая рука является доминирующей, в других случаях — правая. Преобладание одного полушария над другим при выполнении определённых действий называется церебральной латерализацией.

Учёные считают, что существуют причины для церебральной латерализации. Когда одно полушарие берёт на себя управление процессом, второе полушарие не будет конкурировать за контроль над ним. Это позволяет некоторым процессам, таким как внимание и язык, работать параллельно в двух полушариях.

У подавляющего большинства людей левое полушарие мозга является доминирующим и используется для речи. И та же область левого полушария контролирует действия рук.

В результате большинство людей (около 90%) являются правшами при использовании инструментов, например, ручки, и разных жестов. Психологи предполагают, что использование инструментов и жесты рук сыграли важную роль в эволюции человеческой речи.

Жестикуляция и речь

Зрение является нашим основным чувством, а человеческая коммуникация сначала возникла в виде жестов рук, говорит одна из научных теорий. По мере создания орудий труда нам стало удобнее держать руки свободными для работы с инструментами, и наше общение перешло в речь. Структурированные последовательности действий руками, необходимые для изготовления и использования инструментов, также подготовили мозг к языковому синтаксису.

Для того чтобы овладеть такими сложными навыками, как язык, дети должны сначала развить основные сенсорные и моторные способности. Психологи утверждают, что мелкая моторика, такая как манипулирование предметами и жестикуляция, создаёт основу для последующего развития речи.

Левая, правая или обе?

В начале и середине XX века учёные считали леворукость аномалией развития. Она ассоциировалась с целым рядом нарушений в развитии, начиная от языкового дефицита и заканчивая психическими расстройствами. В действительности, многих леворуких детей той эпохи заставляли писать правой рукой, пытаясь «переучить» их.

Сегодня мы понимаем, что праворукость или леворукость — это не бинарная характеристика (левша или правша), а скорее градиент, который колеблется между сильно выраженной праворукостью и леворукостью.

По мере развития двигательных навыков дети могут одинаково использовать как левую, так и правую руку для выполнения простых действий, например, дотягивания до предметов. Однако для большинства населения более сложные задачи требуют специализированной обработки информации левым полушарием мозга. Например, большинство детей для письма выбирают правую руку.

Навык развивается со временем и становится устойчиво правосторонним по мере того, как дети продвигаются от захвата ручки в кулак для первых пометок на странице к более тонкому «штативному» захвату, необходимому для мелких моторных действий, таких как написание и соединение букв. Наблюдение за тем, как ребёнок держит ручку при написании, даёт нам представление о развитии полушариями своих специализированных способностей к обработке информации.

Недавние исследования показывают, что дети, которые являются сильными правшами или левшами, также имеют хорошую церебральную латерализацию и типичную речь. С другой стороны, смешанная рука (отсутствие ведущей руки) связана с нетипичным развитием двигательных и языковых способностей. Таких людей называют амбидекстрами.

Расстройства аутистического спектра

Амбидекстры составляют около 3–4% населения в целом. У детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) эта цифра увеличивается до 17- 47%. У детей с РАС двигательные нарушения проявляются уже в семимесячном возрасте.

Это говорит о том, что РАС присутствуют и наблюдаются на ранних этапах развития ребёнка и, вероятно, оказывают влияние на развитие высших когнитивных функций, таких как речь.

Что лучше: правша или левша?

В новом исследовании рассматривается вопрос о том, как праворукость или леворукость младенцев можно использовать в качестве маркера риска развития у ребёнка языковых расстройств. Текущие диагнозы РАС, как правило, возникают относительно поздно, когда дети не могут воспроизводить и понимать базовую речь.

Поздняя диагностика может ограничить преимущества раннего вмешательства и методов лечения. Мозг младенцев невероятно гибок, и раннее вмешательство может улучшить последующее когнитивное развитие и психическое здоровье.

Быть правшой или левшой — это не единственное отклонение в наших моторных навыках, которое происходит из-за церебральной латерализации. У большинства населения правое полушарие мозга доминирует при реагировании на опасность. Это означает, что мы быстрее распознаём угрожающие лица и выражения, когда они появляются слева от нас (в левом поле зрения) по сравнению с правой стороной.

Это было доказано рядом лабораторных исследований по классической психологии. Взрослые быстрее оценивали изображения лиц с негативными эмоциями, когда они были расположены слева от них.

Наблюдение за развитием моторных и когнитивных способностей у детей позволяет нам лучше понять взаимосвязь между организацией мозга, его функцией и поведением.

Армин Ауктор — автор, который пишет уже более десяти лет, уделяя основное внимание образу жизни, личному развитию и этическим вопросам, таким как преследование меньшинств в Китае и права человека.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА