Календарь майя поразительно схож с колесом китайского зодиака.  (RoseGarden/VojtechVlk/Юруми – Shutterstock) | Epoch Times Россия
Календарь майя поразительно схож с колесом китайского зодиака. (RoseGarden/VojtechVlk/Юруми – Shutterstock)

Календарь майя поразительно схож с колесом китайского зодиака

Связь календарей указывает на контакт между Евразией и Мезоамерикой более 1000 лет назад
Автор: 31.07.2022 Обновлено: 31.07.2022 11:00
Древние календарные системы майя и Китая имеют так много общего, что вряд ли они развивались независимо друг от друга, считает покойный Дэвид Х. Келли, чья работа на эту тему была опубликована посмертно в августе 2016 года.

Келли был археологом с гарвардским образованием и эпиграфом из Университета Калгари в Канаде. Он получил известность в 1960-х годах благодаря большому вкладу в расшифровку письменности майя. Его статья под названием «Азиатские компоненты в изобретении календаря майя» была написана 30 лет назад, но только недавно была обнаружена и впервые опубликована в журнале Pre-Columbiana.

По словам редактора журнала Pre-Columbiana Стивена Джетта, в 1980 году статью предложил один крупный научный журнал. Однако «редакторы отклонили её как излишне документированную для свободного формата журнала». Понятно, что для столь революционной работы Келли не захотел упростить документацию. Он никогда не публиковал эту статью в других изданиях. Джетт получил разрешение на публикацию статьи накануне смерти Келли.

Гипотеза Келли вызывает споры. По его мнению, календари указывают на контакт между Евразией и Мезоамерикой более 1 тыс. лет назад, что противоречит общепринятому мнению археологов о том, что такой контакт впервые состоялся всего несколько сотен лет назад.

Келли в целом поддерживал противоречивую теорию ранних трансокеанских контактов. У этой теории есть много других академических сторонников. На её исследовании специализируется журнал Pre-Columbiana. Сходство календарных систем — лишь часть растущего числа свидетельств о ранних контактах.

Келли не единственный, кто заметил сходство между календарными системами. Учитывая его авторитет как эксперта по истории майя, его анализ стал опорой для дальнейшего изучения.

Другой исследователь с тем же именем, но другим отчеством, Дэвид Б. Келли (его полное имя будет использоваться во избежание путаницы на протяжении всей статьи; «Келли» будет использоваться только для обозначения Дэвида Х. Келли), использовал компьютерную программу для дальнейшего анализа сходства между двумя календарными системами.

Дэвид Б. Келли — восточноазиатский лингвист из Женского университета Сёва в Токио.

Его статья под названием «Сравнение дат китайского и мезоамериканского календаря» также была опубликована в недавнем выпуске журнала Pre-Columbiana.

Сходство календарных систем

В обеих календарных системах дни связаны с различными стихиями (вода, огонь, земля и т. д.) и животными. Хотя различные сравнения между двумя системами не совпадают идеально, они часто соответствуют друг другу.

Некоторые различия можно объяснить изменениями с течением времени; одна и та же корневая календарная система могла быть изменена каждой культурой по-разному. Мы рассмотрим только пару сходств, упомянутых Келли и Дэвидом Б. Келли в качестве примера.

 

Животные в календарных системах

Одни и те же дни в календарях майя и китайцев связаны с оленем, собакой и обезьяной. Другие дни также тесно связаны между собой, хотя соответствие не является точным.

Например, один день связан с ягуаром в календаре майя, но с тигром в китайском. Другой день ассоциируется с крокодилом по календарю майя, но с драконом по китайскому. По сути, сравнения могут совпадать, хотя конкретные проявления могут отличаться в зависимости от местной фауны или преданий.

Домашние животные Старого Света, такие как лошадь, овца, корова и свинья, также отсутствуют в календаре майя. Ещё одним примером сходства между мезоамериканским и китайским календарями является объединённая символика кролика и луны.

«Восьмой день ацтеков, Кролик, управлялся Майауэль, богиней Луны и опьяняющего кактусового напитка пульке», — писал Келли.

Изображения кролика на Луне впервые были замечены в Мезоамерике примерно в VI веке.

«Изображения кролика на Луне, выливающего эликсир бессмертия, — это китайские любимцы, впервые появившиеся в ханьском Китае в I веке до нашей эры или чуть раньше».

Келли пришёл к выводу, что «названия животных в календарной системе майя… явно произошли от прототипа формы евразийского расширенного списка».

Китайская система также соответствует этому евразийскому списку. В древнем Старом Свете календарные системы перемешались. Поэтому Келли рассматривал греческую, индийскую и другие системы в качестве примеров того, как календари в разных культурах имеют схожие корни.

Это помогло ему понять сходства и различия между китайским календарём и календарём майя. Он сделал вывод, что оба они, в конечном итоге, имеют один и тот же источник и не развивались независимо. Даже при расхождении элементов календаря майя с китайским, они всё же совпадают с другими евразийскими системами, поддерживая теорию ранних контактов.

Элементы календарных систем

Дэвид Б. Келли использовал компьютерную программу InterCal, разработанную астрономом Калифорнийского технологического института Денисом Эллиоттом, для поиска совпадений между днями майя и китайскими стихиями огня, воды, земли, металла и дерева.

Сначала он не нашёл никаких совпадений для этих элементов, хотя, как и Келли, обнаружил корреляции при сравнении животных. Но при изменении параметров своих исследований он выявил гораздо больше совпадений.

Здесь необходимо некоторое пояснение. Дата начала календаря майя стала предметом споров. Никто не знает истинную точку его отсчёта, хотя официально за неё принято 11 августа 3114 года до н. э.

Дэвид Б. Келли начал с этого предположения и обнаружил девять совпадений между двумя системами в течение любого 60-дневного периода. Все они были связаны с названиями дней и ассоциациями с животными.

Затем он попытался немного сместить дату начала отсчёта. Когда он сдвинул её на четыре дня, на 7 августа 3114 года, количество совпадений увеличилось с 9 до 30 в течение любого 60-дневного периода, и совпадения включали элементы.

Точность его сравнения имеет некоторые ограничения, помимо изменения начальной даты. Эллиотт предупреждал, что его программа будет менее точной по мере углубления в прошлое при использовании её для анализа дат.

Тем не менее Дэвид Б. Келли писал:

«Несмотря на отсутствие прочного совпадения, существует возможность какой-то систематической связи между определёнными мезоамериканскими названиями дней, китайскими стихиями и названиями животных».

«Если действительно можно продемонстрировать хотя бы незначительную связь мезоамериканской календарной системы с китайской, тогда появляется возможность проверить мезоамериканские календарные расчёты и сравнить их с китайскими, — сказал он. — Это не говоря уже о последствиях для древних контактов между Старым Светом и Новым.

Символизм, ассоциации — неточная наука

Перед Келли стояла непростая задача — распутать узлы меняющихся со временем ассоциаций. Он привёл несколько примеров того, как ассоциации, которые, на первый взгляд, не соответствуют друг другу, могут иметь определённую связь.

Например, в списке племени Пипили из Гватемалы черепаха находится на 19 позиции; в малайском списке она также занимает 19 место. В списках майя и ацтеков на 19 месте находится молния, в индуистском списке — женщина-собака.

«Сочетание молнии, женщины-собаки и черепахи обычно считается несоответствующим, — пишет Келли. — Однако богиней 19-го дня у ацтеков была Чантико, богиня огня, превращённая другими богами в собаку».

«Концепция собаки-молнии встречается в Азии во всех областях буддийского влияния, а также в Мексике. В тибетском манускрипте изображена женщина-собака-молния, сидящая на черепахе. Таким образом, прекрасно сочетаются понятия, связанные с 19-й позицией в списках животных. Мадридский кодекс майя также изображает собаку, сидящую на черепахе — биологическая странность».

Помимо ассоциаций с животными или стихиями, и Келли, и Дэвид Б. Келли отметили лингвистическое сходство между названиями дней, а также другие подтверждающие доказательства.

Дэвид Б. Келли писал:

«Возможно, один из самых заманчивых аспектов сравнения мезоамериканских систем числительных лежит в лингвистике, где можно продемонстрировать, как слова, отражающие десятичные порядки величин в некоторых диалектах майя, почти взаимозаменяемы с аналогичными словами в китайских диалектах».

Келли заключил:

«По моему мнению, соответствия убедительно указывают на некие культурные контакты между людьми Евразии и людьми древней Гватемалы или соседней Мексики».

Он предположил, что такой контакт мог произойти примерно в конце I — начале II века. По его словам, выводы спорны, но являются лучшими решениями, которые ему удалось найти.

Тара МакИсаак — редактор и репортёр, которая за 10 лет работы в The Epoch Times занималась различными темами, включая науку, окружающую среду и местные новости Нью-Йорка. В настоящее время она работает с изданием в Южной Калифорнии.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА