Положение звезды Эарендель вдоль пространственно-временной ряби (пунктирная линия), которая увеличивает её и позволяет обнаружить звезду на таком большом расстоянии — почти 13 млрд световых лет. Также указано скопление звёзд, которое зеркально отражено по обе стороны от линии увеличения. Искажение и увеличение создаются массой огромного галактического скопления, расположенного между «Хабблом» и Эаренделем. Фото: NASA, ESA, Brian Welch (JHU), Dan Coe (STScI); Image processing: NASA, ESA, Alyssa Pagan (STScI)/Handout via Reuters | Epoch Times Россия

Телескоп «Хаббл» обнаружил звезду Эарендель, самую далёкую в истории наблюдений

Глядя на очень далёкие объекты, мы видим свет целой галактики — миллионы звёзд, слившихся воедино
Автор: 03.04.2022 Обновлено: 03.04.2022 12:03
С помощью космического телескопа НАСА «Хаббл» учёные обнаружили самую далёкую из известных звёзд и дали ей имя Эарендель — Утренняя звезда на староанглийском языке, поскольку она существовала на заре Вселенной.

По словам исследователей, масса этого голубого сверхгиганта в 50-100 раз превышала массу нашего Солнца, звезда была в миллионы раз ярче. Её свет пролетел 12,9 млрд лет, прежде чем достиг Земли. Это означает, что звезда существовала, когда возраст Вселенной составлял всего 7% от её нынешнего возраста.

Объясняя имя звезды, Брайан Уэлч из Университета Джонса Хопкинса (JHU) сказал, что исследователи решили, что «утренняя звезда», существовавшая в период космического рассвета, это «подходящее название».

Он добавил, что Эарендель — это то же самое древнеанглийское слово, которое писатель Дж. Толкиен использовал для персонажа своего произведения «Сильмариллион», который становится звездой, о нём упоминается и во «Властелине колец».

Наблюдая за такими далёкими объектами, как Эарендель, учёные заглядывают в глубокое прошлое, поскольку свет от звезды прошёл огромное расстояние, чтобы достичь Земли, используя Хаббл как машину времени в некотором смысле.

«Глядя на очень далёкие объекты, мы обычно видим свет целой галактики — миллионы звёзд, слившихся воедино. Но в данном случае благодаря очень массивному скоплению галактик на переднем плане свет от этой звезды был очень, очень сильно увеличен, поэтому мы можем видеть эту одиночную звезду на гораздо большем расстоянии», — объяснил Уэлч.

Первые изображения Эаренделя были получены Хабблом в 2016 году, последующие наблюдения проводились в 2019 году. Исследователи надеются продолжить изучение звезды с помощью космического телескопа нового поколения «Джеймс Уэбб», который должен вступить в строй через несколько месяцев после запуска в декабре.

Уэлч говорит, что исследователи были удивлены открытием:

«Да, мы даже сначала сомневались, может ли это быть реальностью».

До сих пор самой далёкой из зарегистрированных одиночных звёзд была звезда по прозвищу Икар, существовавшая через 4 млрд лет после Эаренделя.

Эарендель, вероятно, значительно отличалась от звёзд, населяющих Вселенную сегодня. По словам Уэлча, она, скорее всего, состояла в основном из водорода и гелия с возможными следовыми количествами более тяжёлых элементов, включая углерод, азот и кислород.

Более тяжёлые элементы не существовали до тех пор, пока они не образовались в термоядерных котлах ядер первых поколений звёзд, а затем были выброшены в космос, когда эти самые ранние звёзды взорвались в конце своего жизненного цикла.

Хотя учёные на Земле сейчас могут видеть её свет, Эарендель уже умерла, поскольку такие огромные звёзды имеют относительно короткий срок жизни, сказал Уэлч. Возможно, она просуществовала несколько сотен миллионов лет, прежде чем погибнуть в результате взрыва сверхновой звезды.

Владимир Васильев обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на новостном и аналитическом освещении событий в мире науки и технологий.