(SpeedKingz/Naoki Kim/simona pilolla 2 — Shutterstock)
 | Epoch Times Россия
(SpeedKingz/Naoki Kim/simona pilolla 2 — Shutterstock)

Учёный подключил 256 электродов к своей голове и обнаружил, что счастье не связано с материальным успехом

Исследования выявили чёткую закономерность у людей со «счастливым мозгом»
Автор: 02.08.2022 Обновлено: 02.08.2022 12:22
Все стремятся к счастью, но оно кажется скрытым сокровищем. Сознательно или бессознательно, прямо или косвенно — всё, что мы делаем, все наши надежды связаны с глубоким стремлением к счастью.

С 256 электродами на бритой голове французский буддийский монах Маттье Рикар, автор книги «Счастье: Руководство по развитию важнейшего жизненного навыка», продемонстрировал ту же естественную улыбку, которая всегда сопровождает его, куда бы он ни пошёл. Его левая префронтальная кора — зона мозга, особенно активная у людей с позитивными мыслями, проявляет активность, выходящую за рамки любого нормального параметра.

Как молекулярный биолог, Рикар признаёт результаты, полученные с помощью магнитного мозгового резонанса. Согласно научным данным, его психическое состояние может соответствовать состоянию самого счастливого человека на планете.

Счастливый мозг

Годы исследований позволили учёным с большой точностью установить, что активность левой префронтальной коры головного мозга тесно связана с ощущением благополучия, в то время как негативные эмоциональные состояния оставляют свой след в правой префронтальной области.

К их удивлению, исследования выявили чёткую закономерность у испытуемых, обладающих «счастливым мозгом». Демографически это были не самые экономически или материально благополучные люди, а совершенно другая группа — тибетские монахи и профессионально медитирующие.

В результате исчерпывающего эксперимента со сканированием мозга группа людей, долгое время занимавшихся медитацией, ориентированной на сострадание, смогла удивительным образом изменить анатомию мозга.

Они повысили уровень положительных эмоций, что было отмечено в левой префронтальной коре, уменьшили активность в правой префронтальной доле, связанной с депрессией, снизили активность миндалины (области мозга, связанной со страхом и гневом), а также увеличили продолжительность и глубину внимания.

Учёные пришли к выводу, что сострадание, вызываемое определёнными видами медитации, делает мозг безмятежным, достигая состояния благополучия. Счастье медитирующих проявлялось в состоянии, предполагающем отсутствие страха и полный контроль над эмоциями.

Точно так же люди испытывают так называемое состояние потока на определённых этапах интеллектуальных или физических упражнений — ощущение счастья, которое захватывает разум, когда он полностью един с тем, что делает.

По мнению доктора Дэниела Гоулмана, всемирно известного своими работами в области психологии, состояние потока — это спонтанное ощущение восторга и приятного удивления.

В соответствии с гипотезой Гоулмана, люди в состоянии потока становятся настолько поглощёнными, что их внимание и сознание сливаются с их действиями.

Некоторое время неврологи считали, что когда сосредоточенный ум вовлечён в задачу, как в состоянии потока, мозг производит меньше активности. Похоже, что в нём меньше «нейронного шума», который наблюдается, когда ум блуждает. Это похоже, хотя и более неуловимо, на состояние, которое возникает у тех, кто часто медитирует.

Таким образом, счастье, согласно научным данным, — это состояние, недостижимое материальными средствами; скорее, это продукт эмоциональной раскрепощённости, к которой, возможно, добавляется сострадательное созерцание Вселенной.

Александр Иванов — обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на медицинской тематике и материалах о здоровье.