В болотах Карибского бассейна обнаружены гигантские бактерии

Они в тысячи раз больше, чем бактерии обычного размера
The Epoch Times29.06.2022 Обновлено: 29.06.2022 12:57
Самая крупная из известных бактерий — нитеобразный организм, была обнаружена в неглубоких мангровых болотах в Карибском бассейне. Её можно увидеть невооружённым глазом. Этот факт пересматривает границы возможного для бактерий, самой древней формы жизни на Земле.

23 июня учёные заявили, что бактерия, названная Thiomargarita magnifica, примечательна не только своими размерами — колоссальными для одноклеточного организма, достигающими 2 см в длину, но и тем, что её внутренняя структура не такая, как у других бактерий.

ДНК, «чертёж» организма, находится не в свободном плавании внутри клетки, как у большинства бактерий, а в многочисленных маленьких мембранных мешочках. Мембранно-связанные структуры в клетках называются органеллами.

«Она в тысячи раз больше, чем бактерии обычного размера. Открыть эту бактерию — всё равно что встретить человека высотой с Эверест», — сказал морской биолог Жан-Мари Волланд из Объединённого института генома Министерства энергетики США и Лаборатории исследований сложных систем в Калифорнии, один из руководителей исследования, опубликованного в журнале Science.

Бактерию обнаружили в нескольких местах на Гваделупе, французском архипелаге в Карибском бассейне. В серой воде одного из гваделупских болот её заметил микробиолог Университета Антильских островов и соруководитель исследования Оливье Грос.

«В 2009 году я обнаружил длинные белые нити, прикреплённые к затонувшему листу мангрового дерева. Эти нити показались мне интригующими. Я принёс их в лабораторию, чтобы проанализировать, — рассказал Грос. — Для меня было большой неожиданностью, что в мангровых зарослях Гваделупы живёт такая огромная бактерия».

В болотах Карибского бассейна обнаружены гигантские бактерии

Мангровые заросли Гваделупы, французского архипелага в Карибском бассейне, где была обнаружена необычно большая бактерия Thiomargarita magnifica, на недатированном раздаточном снимке. (Hugo Bret/Lawrence Berkeley National Laboratory, US Department of Energy /Handout via Reuters)

Обычные бактерии имеют длину 1-5 микрометров, а эти гиганты в среднем достигают 10 тыс. микрометров (1 см) в длину, а некоторые Thiomargarita magnifica вдвое больше.

«Это на порядки больше, чем-то, что мы считали максимально возможным размером бактерии, — сказал Волланд. — Они примерно такого же размера и формы, как ресницы».

Самая крупная из известных до сих пор бактерий имела максимальную длину около 750 микрометров (0,075 см).

Бактерии — это одноклеточные организмы, которые обитают почти повсюду на планете и являются жизненно важными для экосистем и большинства живых существ. Считается, что бактерии были первыми организмами, населявшими Землю, и спустя миллиарды лет их строение остаётся довольно простым. Организмы людей кишат бактериями, но лишь некоторые из них вызывают заболевания.

Thiomargarita magnifica — не самый крупный из известных одноклеточных организмов. Эта честь принадлежит водной водоросли Caulerpa taxifolia, достигающей в длину 15-30 см.

Карибские мангровые болота полны органических веществ, микробы в отложениях разлагают эти вещества и производят высокие концентрации серы. Богатая серой среда является источником энергии для таких бактерий, как Thiomargarita magnifica.

Исследователи назвали её ДНК-содержащие органеллы «пепинами» в честь французского слова, обозначающего маленькие семена внутри фруктов.

«За двумя исключениями, не было известно других бактерий, которые хранили бы свою ДНК внутри мембранно-связанной органеллы. Это характерно для более сложных клеток, имеющих мембранно-связанное ядро, таких как клетки человека, животных и растений», — сказал Волланд.

Картирование генома показало, что Thiomargarita magnifica потеряла некоторые гены, необходимые для деления клетки, и имеет большее, чем обычно, количество копий генов, отвечающих за удлинение клетки.

«Это может отчасти объяснить, почему клетка вырастает в такую вытянутую нить. Геном также очень большой и содержит в три раза больше среднего количества генов, чем у обычных бактерий. Мы не знаем, для чего они нужны», — сказал Волланд, добавив, что жизнь на Земле всё ещё таит сюрпризы и открытия.

«Жизнь увлекательна, очень разнообразна и очень сложна. Важно оставаться любознательным и иметь открытый ум».