Полоса стеклянных плит в пустыне Атакама в Чили. Возможно, что она образовалась  от взрыва кометы. (Image: Padchas via Dreamstime)  | Epoch Times Россия
Полоса стеклянных плит в пустыне Атакама в Чили. Возможно, что она образовалась от взрыва кометы. (Image: Padchas via Dreamstime)

Взрыв кометы превратил часть пустыни Атакама в стекло

Комета взорвалась над пустыней Атакама около 12 тыс. лет назад
Автор: 07.02.2022 Обновлено: 07.02.2022 10:36
В некоторых частях света можно встретить артефакты, остатки памятников и реликвий, которые потрясут вас. Одним из таких примеров является участок пустыни Атакама в Чили, где в большом количестве обнаружены скрученные куски стекла. На протяжении многих веков местные жители и туристы задавались вопросом об их происхождении.

Новая теория учёных говорит о комете, взорвавшейся в этом регионе около 12 тыс. лет назад. Участок стекла длиной 75 км в пустыне образовался при её взрыве. Это место изобилует кусками скрученных зелёных и чёрных стеклянных камней. Теория взрыва в пустыне Атакама нашла поддержку у целого ряда учёных. Авторы теории проанализировали космическую пыль в стеклянных камнях.

Метеориты при столкновении с Землёй образуют кратеры. Однако этого нельзя сказать о кометах, поскольку они состоят из камня и льда. Достигая земной атмосферы, они сгорают и взрываются, не долетев до Земли. То же самое происходит и с небольшими астероидами. Когда комета взрывается в воздухе, это событие называется воздушной вспышкой.

Последствия таких взрывов ощущаются во влажной среде. В 1908 году в России одна из таких вспышек, вызванная астероидом или кометой, привела к сплющиванию деревьев, а люди ощутили ударную волну за сотни километров. Этот инцидент известен как Тунгусский взрыв.

Пустыня Атакама превратилась в стекло из-за взрыва кометы

Атакама считается самой сухой пустыней на планете. Она изобилует песком, который является основным материалом для изготовления стекла. Большая часть стекла естественного происхождения образовалась в пустыне в результате извержения вулканов в пустынных регионах. Стеклянный коридор пустыни Атакама находится далеко за пределами любой области, где есть вулкан, поэтому стекло образовалось в результате другого типа выделения тепла, говорят исследователи.

Некоторые учёные считают, что часть стекла образовалась в пустыне в результате сильного пожара травы. Однако эту версию не принимают исследователи, верящие в теорию взрыва кометы. Куски стекла образуются при очень высокой температуре, близкой к 1700° по Цельсию, а травяной пожар не может достичь такой температуры.

Команда исследователей проанализировала образцы стекла, и пришла к выводу об их образовании в результате взрыва кометы. В стекле есть складки и очевидные следы удара. Поскольку в этом месте нет следов кратера, скорее всего, они образовались в результате воздушного взрыва. Воздушный взрыв также может привести к искривлению стекла, как в данном случае.

Геолог Пит Шульц из Университета Брауна рассказал Science News:

«Было ясно, что стекло бросали и катали. По сути, его месили, как хлеб».

Травяные пожары могут расплавить песок, но они не могут скрутить стекло так, как воздушный взрыв. Шульц и его коллеги проанализировали около 300 кусков скрученного стекла, найденных в регионе.

Исследователи считают, что воздушный взрыв был настолько сильным, что стекло было разбросано далеко по пустыне. Археологические находки свидетельствуют о том, что на этом месте жили люди и, скорее всего, они стали свидетелями этого события.

«Казалось, что весь горизонт был в огне. Если вы не были религиозны до этого, вы будете религиозны после», — сказал Шульц.

Трудно определить точное время взрыва кометы, преобразившей часть пустыни Атакама. Тем не менее, исследование считают, что это произошло в период между 11 500 и 12 300 годами назад. Шульц полагает, что взрыв кометы мог уничтожить растительность и животный мир, но с уверенностью утверждать этого нельзя.

Джек Робертс — автор, специализирующийся на мировых событиях и глобальной геополитике.