
Раскрыты секреты морского господства Голландии в XVII веке
Морское господство голландцев частично объяснялось тем, что они строили свои корабли из дубаКорабль «Батавия» олицетворяет лучшие традиции судостроения Голландской Ост-Индии в Золотой век, как утверждают эксперты. Он был построен в Амстердаме в 1626–1628 годах и потерпел крушение во время своего первого рейса в июне 1629 года у острова Бикон.

Аойф Дейли извлекает образец годичных колец дерева из обшивки корпуса корабля «Батавия» (изображение: W. van Duivenvoorde)
Исследование «Батавии» проводили доцент Венди ван Дуйвенворде из Университета Флиндерса, адъюнкт-профессор Аойф Дали из Копенгагенского университета и научный сотрудник Амстердамского университета Марта Домингес-Дельмас.
«К середине XVII века Голландская Республика широко использовала ветряные лесопилки, поэтому могла производить беспрецедентное количество морских судов для дальних путешествий и межрегиональной торговли в Азии. Но при недостатке внутренних ресурсов как они могли организовать интенсивную судостроительную деятельность?» — задалась вопросом Венди ван Дуйвенворде.
Разгадка этого вопроса стала доступна после дендрохронологического исследования, опубликованного в журнале PLOS ONE с открытым доступом. В XVII веке Голландия создала первое многонациональное торговое предприятие, что послужило толчком для роста фондового рынка и современного капитализма.

Аойф Дейли извлекает образец древесных колец из обшивки транца корабля «Батавия» для дендрохронологического исследования, с помощью приводимого в движение электродрелью бура для сухого дерева диаметром 16 мм (изображение: Wendy van Duivenvoorde)
В течение столетия на верфях Голландской Республики было построено в общей сложности 706 кораблей, 75 из которых потерпели кораблекрушение, а 23 были захвачены вражескими силами или пиратами. Господство голландцев в мореплавании частично объясняется использованием дуба в качестве строительного материала при создании кораблей.
«В судостроении Северной и Западной Европы отдавали предпочтение дубу. Морские государства изо всех сил пытались достать материалы для поддержания постоянно растущего флота. Результаты исследования показали, что Голландия в начале XVII века успешно справилась с нехваткой древесины за счёт диверсификации источников древесины», — сказала Марта Домингес Дельмас.

Поперечный разрез дубовой планки корпуса корабля «Батавия», затонувшего в 1629 году, с кольцами деревьев. Этот образец был извлечён из обшивки корпуса в 2007 году, прежде чем исследовательская группа придумала менее разрушительный метод получения образцов (изображение: Patrick E. Baker, Western Australian Museum)
Останки «Батавии» подняли со дна в 1970-х годах и экспонировали в Музее затонувших кораблей Западной Австралии во Фримантле. Археологи смогли проанализировать строение древесины корпуса корабля.
«Результаты нашего исследования показали, что голландская верфь в 1620-х годах использовала древесину различных видов из разных регионов, выбор которой был далеко не случайным. Предпочтительное производство изделий из конкретной древесины указывает на её тщательный отбор и большое мастерство строителей», — сказал Аойф Дейли.

Марта Домингес-Дельмас и Аойфе Дейли работают над извлечением образцов годичных колец из транцевых балок корабля «Батавия» (изображение: Wendy van Duivenvoorde via Western Australian Shipwrecks Museum in Fremantle)
«Результаты нашего исследования дополнили знания о торговле древесиной в Северной Европе и проиллюстрировали информацию о географической протяжённости территорий, поставляющих древесину для судостроения Голландской Республики в XVII веке», — заключила Венди ван Дуйвенворде.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times