(epoch.org.il)

Парк Юрского периода: когда вымершие виды возвращаются к жизни

Можем ли мы контролировать будущее, которое создаём?
Обновлено: 14.05.2025 17:44
В самом начале XIX века в мир пришло нечто тёмное и дьявольское. В сыром кабинете, среди пробирок и электрических проводов, мерцающих в тёмно-синем свете, ожило существо, собранное из трупов. Он был умён, красноречив и меланхоличен. Сначала он проявил великодушие и доброту, но вскоре ожесточился и захотел отомстить своему создателю.

Виктор Франкенштейн, выходец из образованной швейцарской семьи, изучавший химию и физику, рассказал: всё началось с того, что у него возникла одержимость оживлением мёртвой материи.

«Мир был для меня тайной, которую я хотел разгадать, — с энтузиазмом сказал он. — Я упорно трудился почти два года с одной-единственной целью — оживить безжизненное тело… Я желал этого со страстью, далеко превосходящей границы умеренности; но теперь, когда я закончил, красота мечты исчезла, и бездыханный ужас и отвращение наполнили моё сердце».

Спустя столетие после публикации знаменитого романа Мэри Шелли нацисты решили развить эту идею ещё дальше. В своём замысле они не ограничивались воскрешением отдельного существа, а воссозданием целого мира — древних лесов, окутанных туманом, населённых огромными дикими животными.

Парк Юрского периода: когда вымершие виды возвращаются к жизни
Персонаж «Монстр» из фильма «Франкенштейн» (1931). (Архив Халтона/Getty Images)

Идея «крови и почвы» (Blut und Boden) в нацистской идеологии связывала чистоту арийской крови с почвой родины и её природой. Нацисты считали древнюю немецкую природу чистой и подлинной, так же как они считали арийцев «чистой расой». Поэтому их целью было «вернуть к жизни» вымершие существа и таким образом вернуть мифологическое прошлое в реальность Третьего рейха.

Генрих Гиммлер, Герман Геринг и даже сам Адольф Гитлер культивировали образ любителей природы и животных. Геринг заявил, что любой, кто будет пытать животных, будет отправлен в концентрационный лагерь. Всё это послужило фоном для мрачного эксперимента, начавшегося в 1920-х годах, — попыток братьев Лутца и Хайнца Хек, директоров зоопарков Берлина и Мюнхена, восстановить популяцию зубров — огромной дикой породы крупного рогатого скота, бродившей по Европе и вымершей много веков назад. С точки зрения нацистов, это было гигантское доисторическое животное, название которого часто ассоциировалось с величием и великолепием древней немецкой природы, и которое считается предком всех одомашненных пород крупного рогатого скота.

Парк Юрского периода: когда вымершие виды возвращаются к жизни
Герман Геринг, высокопоставленная фигура нацистского режима, поддерживал усилия братьев Лутц по возрождению зубров. (Bundesarchiv, Bild 146-1979-145-04A/CC-BY-SA 3.0)

Эти двое создали странные гибриды между агрессивными испанскими быками и гигантскими британскими коровами и венгерскими коровами, каждый из которых нёс в себе некоторые характеристики туров — цвет меха, изогнутые рога, крупные размеры и дикий темперамент — в попытке вывести животное, которое было бы максимально идентично древним турам. В середине 1930-х годов после многих лет экспериментов братья объявили об успехе: «Зубр» был возрождён. Позже Геринг даже организовал праздничное мероприятие, чтобы выпустить стадо новых «монстров» в немецкую природу.

Но, как и чудовище Франкенштейна, тёмная мечта вскоре была разрушена: многие из возрождённых туров были убиты русскими солдатами в конце войны, и по свидетельствам, даже сам Геринг застрелил нескольких из них в последние часы своей жизни, чтобы они не попали в руки врага. Немногие из них выжили после войны в Мюнхенском зоопарке, но в итоге было доказано, что это были всего лишь гигантские, агрессивные «нацистские коровы» — созданные человеком монстры, генетически далёкие от легендарного зверя.

Парк Юрского периода: когда вымершие виды возвращаются к жизни
Зубры, изображённые на настенной росписи возрастом около 17 тыс. лет в пещере Ласко на юго-западе Франции. (Shutterstock)

Несколько десятилетий спустя бестселлер Майкла Крайтона «Парк юрского периода», за которым в 1993 году последовал блокбастер, снова показали зрителям, как может выглядеть мрачный эксперимент: вместо одного монстра — огромные динозавры, воскрешённые с помощью генной инженерии жадными учёными. И здесь попытка контролировать природу закончилась катастрофой.

«Учёные были так заняты размышлениями о том, смогут ли они это сделать, что не удосужились задуматься о том, стоит ли это делать, — говорит в фильме доктор Ян Малкольм, который подвергает сомнению весь эксперимент. — То, что вы называете „открытием“, — это насильственный, инвазивный акт, который оставляет шрамы на том, что он исследует. То, что вы называете „открытием“, я называю изнасилованием природного мира!»

Фантастика становится реальностью

В 2013 году стало ясно, что фантазия Крейтона стала настоящей научной реальностью, и доктор Франкенштейн вернулся на сцену. На этот раз целью было создать не человека, монстра или тура, а шерстистого мамонта — гигантское существо, вымершее около 3700 лет назад.

На конференции TEDxDeExtinction, прошедшей в Вашингтоне, широкой публике впервые были представлены технологические достижения, которые позволят вернуть к жизни вымершие виды. На конференции было объявлено о создании «Гарвардского мамонтового проекта», инициированного известным химиком и молекулярным инженером, профессором Джорджем Чёрчем.

Идея была простой, но провокационной: взять ДНК мамонта, сохранившуюся в окаменелостях, сравнить её с геномом его ныне живущего сородича — азиатского слона, а затем интегрировать в геном слона версии генов, происходящие от вымершего мамонта. Позже можно будет вырастить генетически отредактированную клетку в эмбрион и создать нового мамонта — своеобразное «гибридное существо», сочетающее в себе прошлое и настоящее и очень похожее на древний оригинал.

В 2017 году исследователи объявили, что этот процесс начался, а в 2021 году предприятие стало коммерческой компанией под названием Colossal Biosciences. Компания объявила, что уже в 2026 году после процесса искусственного оплодотворения в утробе азиатской слонихи, как ожидается, разовьётся эмбрион мамонта, а в 2028 году — по окончании 22-месячной беременности — на свет появится первый за тысячи лет шерстистый мамонт. Чтобы доказать, что технология действительно работает, в начале марта этого года учёные компании создали «шерстяных мышей» — мышей с мехом, созданным с использованием генов древнего мамонта.

Но история не закончилась на Мамонте. В прошлом месяце компания Colossal Biosciences шокировала научное сообщество, заявив, что ей удалось тайно возродить «лютоволка» — также известного как «ужасный волк» — и он похож на гигантского хищника, который появился в сериале «Игра престолов» и вымер около 10 тыс лет назад.

Используя фрагменты ДНК, взятые из двух образцов древних ужасных волков — один возрастом около 13 тыс. лет (из зуба, найденного в пещере в Огайо), а другой возрастом около 72 тыс. лет (из черепа, найденного в музее), — учёным удалось вывести трёх живых детёнышей «ужасного волка». В настоящее время детёныши находятся в секретном вольере площадью около 8 тыс. дунамов. По словам генерального директора компании Бена Лама, вскоре к ним присоединятся ещё три-пять детёнышей, а в долгосрочной перспективе планируется выпустить их в дикую природу.

Это вид волка, который примерно на 20–25% крупнее волка, которого мы знаем сегодня, с более крупными зубами и гораздо более сильными мышцами. Ужасные волки охотились стаями и пожирали крупных животных, таких как мамонты и лошади. Когда эти животные вымерли, лютоволки тоже не выжили и исчезли из мира.

Парк Юрского периода: когда вымершие виды возвращаются к жизни
Этапы «воспроизведения» лютого волка: начиная со сбора генетической информации из сохранившихся останков черепа древнего лютого волка через генетическое редактирование и производство оплодотворённых яйцеклеток, готовых к имплантации, а затем детёнышей: сразу после рождения, в возрасте одного месяца и в возрасте трёх месяцев. (colossal.com)

Colossal Biosciences также планирует возродить «тасманийского тигра» — самого крупного хищника среди сумчатых, которые выращивают своё потомство в кожаной сумке. Хотя её называют «тигрица», это не настоящий тигр, а существо размером со среднюю собаку, с полосками на спине. В XIX и XX веках тасманийские фермеры обвиняли его в нападениях на стада овец и крупного рогатого скота, поэтому преследовали его до тех пор, пока он не вымер.

Неподалёку также работает организация Revive & Restore, которая объявила, что вернёт к жизни странствующего голубя, который до XIX века считался самой распространённой птицей в Северной Америке, но вымер из-за массовой охоты. Организация планирует выпустить реабилитированных голубей обратно в дикую природу.

Парк Юрского периода: когда вымершие виды возвращаются к жизни
Один из последних тасманийских тигров на фотографии 1936 года. (Hum Historical / Alamy Stock Photo)

Изменение повествования

Эрин Оконо, юрист, специализирующийся на экологическом праве и политике в области биоразнообразия, объясняет, что вместо того, чтобы принять зловещий образ Франкенштейна, «создающего монстра», инициаторы проекта, хорошо осознающие силу повествований, предпочитают представлять их как «феникса, восстающего из пепла».

Некоторые утверждают, что у нас есть «моральный долг» перед видами, которые вымерли по вине человека, например, перед тасманийским тигром. Если действия человека — охота, разрушение среды обитания, загрязнение — привели к гибели невинного существа, возможно, справедливость требует, чтобы мы приложили усилия для его возвращения. Эту дискуссию иногда сравнивают с экологической реставрацией: так же, как восстанавливаются уничтоженные леса, возможно, было бы правильным восстанавливать и всех вымерших животных.

Стюарт Брэнд, известный предприниматель в этой области, также утверждает, что технологии, разработанные в ходе реставрации, окажут значительную помощь в сохранении существующих видов. По его словам,

«Сто лет назад американский каштан вымер из-за грибка, но благодаря генной инженерии он возвращается».

В случае с мамонтом, добавляет профессор Чёрч, работа над проектом привела к открытию вируса герпеса, который угрожает азиатским слонам, что открыло путь к разработке вакцины для них.

Ещё одним аргументом сторонников возрождения видов является восстановление утраченных экологических процессов. Успешным примером доказательства осуществимости является выпуск гигантских черепах на Маврикии. В XVIII веке местные гигантские черепахи вымерли, отчасти из-за интенсивной охоты со стороны поселенцев. Спустя несколько десятилетий после вымирания стало ясно, что леса на острове были повреждены, поскольку семена больше не распространялись, а эту функцию раньше выполняли исчезнувшие черепахи.

Парк Юрского периода: когда вымершие виды возвращаются к жизни
Гигантские черепахи, которых переселили на острова Маврикий, чтобы заменить вымерших, и которым удалось восстановить леса островов. (Shutterstock)

Гипотеза заключалась в том, что гигантские черепахи, которые ели плоды и глотали семена, распространяли их дальше через свои фекалии. Поэтому в начале 2000-х годов на остров были завезены гигантские олени другого вида, которые выполняли ту же экологическую роль. Действия оказались успешными — леса начали восстанавливаться и восстанавливаться.

«По этой причине, — объясняет Бен Джейкоб Новак, научный сотрудник кафедры анатомии и биологии развития Университета Монаша в Австралии, — виды, которые имеют первостепенное значение в усилиях по возрождению вымерших видов, — это инженеры экосистем и ключевые виды».

«Системные инженеры» — это виды, способные изменять или формировать среду обитания, в которой они живут, подобно мамонтам, которые в прошлом вытаптывали растения, валили деревья и рассеивали семена.

Новак идёт ещё дальше и указывает ещё на одну причину возрождения таких видов, как мамонты: борьба с изменением климата. По его словам, одним из крупнейших источников углекислого газа — основного газа, способствующего глобальному потеплению — является мёрзлая почва в Сибири и на Аляске, известная как «вечная мерзлота». Когда этот лёд тает, огромное количество углерода, содержавшегося в нём, выбрасывается в атмосферу.

Новак утверждает, что возвращение мамонтов в естественную среду обитания могло бы помочь сохранить эту мёрзлую землю: вытаптывая и разбрасывая снег, они позволили бы холодному воздуху проникать в землю и сильнее замораживать её — процесс, который замедлил бы таяние вечной мерзлоты в летние месяцы. Кроме того, поскольку мамонты питаются кустарниками и деревьями, они способствуют сохранению лугов летом. Эти травяные поля более эффективно отражают солнечный свет, что способствует замедлению глобального потепления.

С другой стороны, критики идеи возрождения видов предупреждают, что возвращение существ, которые долгое время отсутствовали в природе, может привести к неожиданному эффекту домино. Возвращающиеся в Сибирь мамонты могут составить конкуренцию существующим видам или изменить ландшафт пагубным образом; реконструированные ужасные волки могут вступить в конкуренцию с современными серыми волками или другими хищниками; генетически модифицированные голуби могут нарушить закономерности распространения семян деревьев в лесах. Суть в том, что неопределённость огромна.

Парк Юрского периода: когда вымершие виды возвращаются к жизни
Критики идеи возрождения видов предупреждают, что мамонты, возвращающиеся в Сибирь, могут составить конкуренцию существующим видам или изменить ландшафт пагубным образом. (epoch.org.il)

«На данный момент меня не беспокоят подобные выпуски в дикую природу, поскольку их численность невелика, — говорит мне профессор Дэниел Симберлофф из Университета Теннесси, член Американской академии наук и главный редактор научного журнала Biological Invasions. — Но если в будущем они начнут выпускать большое количество таких животных — тогда да, это будет вызывать беспокойство. Например, может развиться явление множества гибридов с местными видами, что повлияет на региональный генофонд. Биологические вторжения создают бесчисленные проблемы».

По его словам, негативные последствия таких шагов могут проявиться лишь спустя много лет — в тот момент, когда вернуть ситуацию в прежнее состояние уже будет невозможно.

«Любопытство сгубило кошку»

История показывает, что «красивые» разговоры об экологическом восстановлении и возвращении Атре былой славы часто служат прикрытием для других мотивов. Например, братья Хек — нацистские учёные, выведшие на свет зубров, — признались, что действовали необязательно из национал-социалистической идеологии, а в основном из личного любопытства и стремления к славе.

Хайнц Хек признался после войны:

«Меня часто спрашивают: „Зачем вы вообще создали этих животных?“ […] Причина была в том, что мне было очень любопытно, как выглядели эти животные в прошлом… Кроме того, я подумал, что если человек в любом случае уничтожает существа одно за другим, то было бы замечательно, если бы мы могли хотя бы вернуть к жизни некоторые из видов, которые он заставил вымереть».

Аналогично генеральный директор Colossal Biosciences Бен Лам сказал Джо Рогану в интервью:

«Мы подумали, что было бы здорово вернуть лютоволка, — и добавил, — я хотел пробудить интерес к науке и охране природы среди детей, а также любителей фэнтези и научной фантастики».

Это любопытство не ограничивается животными. В рамках новой области «восстановления вымерших видов», «возрождения видов» или «биологии возрождения» некоторые исследователи также стремятся «вернуть к жизни» вирусы, исчезнувшие из мира.

За последние годы исследователям из Франции, Германии и России удалось разморозить образцы льда и почвы, взятые в Сибири, и оживить не менее 13 древних вирусов, некоторые из которых были заморожены 48 500 лет и существовали ещё во времена мамонтов. Эти «зомби-вирусы», как их быстро окрестили в СМИ, были способны заражать и убивать амёб в лабораторных условиях.

Процесс тестирования был простым, но увлекательным: исследователи смешивали образцы льда с амёбами и наблюдали за ними под микроскопом. Если амёбы начинали погибать, это было признаком того, что в образце скрывался какой-то вирус, который их убивает. Изолированные вирусы выращивали отдельно и подвергали генетическому исследованию.

Руководитель проекта профессор Жан-Мишель Калабри пояснил, что, хотя обнаруженные ими на данный момент вирусы заражают только амёб и не представляют угрозы для человека, сибирский лёд может содержать гораздо более опасные вирусы — те, что могут поражать людей или животных. Поэтому, подчёркивает он, необходимо принять строгие меры предосторожности, чтобы не допустить сценария, при котором древний и смертельный вирус «случайно возродится».

Команда Калабри продолжает исследования древних вирусов с целью узнать, как им удалось выжить в стазисе на протяжении тысяч лет, как они создали новые гены, неизвестные науке, и как вообще были созданы «генетические монстры», содержащие огромное количество генов — гораздо больше, чем большинство известных нам сегодня вирусов.

Но этический спор на этом не заканчивается. Другой метод в области «биологии воскрешения» сосредоточен на попытках создания новых лекарств из ДНК вымерших существ, таких как неандертальцы и мамонты. Исследователи идентифицируют пептиды — короткие белки — в последовательностях ДНК, которые обладают потенциалом уничтожать бактерии, и производят их в лабораторных условиях для борьбы с резистентными бактериями.

«Его можно использовать для создания новых лекарств, но его также можно использовать и для биологического терроризма, — предупреждает профессор Симберлофф. — Кто-то может использовать эту технологию, чтобы создать новую болезнь или сделать существующую болезнь более жестокой. Это очень проблематично. Вы можете сравнить это с ядерной технологией в 1930-х годах — тогда были похожие дискуссии: „Опасно ли это?“ В итоге технология стала глобальной проблемой, которая остаётся с нами и по сей день. Я считаю, что тот же принцип применим к технологиям редактирования генов: они явно несут в себе очень проблемный потенциал».

Итак, продвигаясь вперёд в русле человеческого любопытства, мы должны признать, что прошлое никогда не возвращается таким, каким оно было, — оно всегда возвращается с неожиданным поворотом. Может быть, вместо того, чтобы просто спросить: «Можем ли мы?» Мы должны более внимательно спросить себя: «Стоит ли это того?»

Или, как сказал доктор Ян Малкольм из «Парка юрского периода», это просто очередное жестокое и навязчивое открытие, которое оставляет шрамы везде, где появляется.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА