Снимки НАСА с нового телескопа показывают невидимые сцены далёких галактик (NASA, ESA, CSA, STScI)  | Epoch Times Россия

Снимки НАСА с нового телескопа отразили невидимые сцены далёких галактик

Учёные в восторге от возможностей нового космического телескопа Джеймса Уэбба
Автор: 18.07.2022 Обновлено: 18.07.2022 06:09
НАСА вступило в «новую эру в астрономии», опубликовав первые полноцветные изображения и спектроскопические данные со своего нового космического телескопа Джеймса Уэбба. По заявлению космического агентства, это «самый большой и самый мощный космический телескоп», который когда-либо видел мир.

Невероятные снимки показывают ранее невидимые уголки космоса, близкие и далёкие, раскрывают историю скрытой Вселенной — от соседних экзопланет сразу за пределами нашей Солнечной системы до самых далёких галактик, наблюдаемых в ранней Вселенной. По словам НАСА, «Уэбб на полную мощность готов начать свою миссию по раскрытию инфракрасной Вселенной».

Вот взгляд на то, что ждёт астрономию в будущем.

Туманность Киля, «Космические скалы»

Прежде всего, это «космические скалы», также известные как туманность Карина (или NGC 3324), расположенная на расстоянии примерно 7 600 световых лет.

Они кажутся залитыми лунным светом скалистыми горами и долинами, но на самом деле являются колыбелью новорождённых звёзд, чьё интенсивное ультрафиолетовое излучение и звёздные ветры вырезали газовую полость из межзвёздной космической пыли.

По данным НАСА, «горные вершины» имеет высоту около семи световых лет. Эти горячие, яркие молодые звёзды были до сих пор недоступны для наблюдения.

Такие области звёздообразования, как NGC 3324, имеют относительно короткий срок существования, от 50 тыс. до 100 тыс. лет. Благодаря чрезвычайной чувствительности и высокому пространственному разрешению «Уэбба» удалось зафиксировать это редкое событие.

Скопление галактик SMACS 0723

На этом снимке скопления галактик SMACS 0723 запечатлены тысячи галактик в очень маленьком поле зрения — каждая размером примерно с песчинку, которую держат на расстоянии вытянутой руки.

Сочетание датчиков высокого разрешения Уэбба и естественного эффекта, называемого «гравитационным линзированием», сделало возможным получить это изображение в ближнем инфракрасном диапазоне.

Это скопление связано гравитационными силами. В его центре находятся ярко-белые эллиптические галактики, гравитационные эффекты которых растягивают, деформируют и даже отражают более далёкие галактики, которые выглядят как оранжевые дуги вдали.

Эти изображения демонстрируют возможности глубокого поля  космического  телескопа Уэбба, но лишь поверхностно отражают его возможности.

По данным Уэбба, они представляют собой «самые чёткие и подробные изображения звёздных скоплений в ранней Вселенной».

ОСА-96б

Уэбб также наблюдал «горячую, пухлую» экзопланету — планету за пределами нашей Солнечной системы — транзитную (проходящую перед) WASP-96, звездой в Млечном Пути.

В течение 6 часов 23 минут, до, во время и после транзита, было проведено 280 отдельных измерений яркости.

Звёздный свет, проходящий через атмосферу планеты, позволил учёным наблюдать дымку и облака, указывающие на наличие воды.

Экзопланета WASP-96b считается горячим газовым гигантом с температурой атмосферы около 1350 градусов по Фаренгейту (≈725 градусов по Цельсию), вращающимся вокруг похожей на Солнце звезды примерно в 1150 световых годах от нас в созвездии Феникса.

WASP-96b вращается очень близко к своей звезде — менее 1/20 расстояния между Землёй и Солнцем — совершая один оборот менее чем за 3,5 земных суток.

Данные с WASP-96b знаменуют собой начало путешествия Уэбба по  исследованию ещё сотен систем и изучению состава атмосферы других планет.

Туманность Южное кольцо

Туманность Южное кольцо также была заснята Уэббом с помощью датчиков ближнего и среднего инфракрасного диапазона. Телескоп обнаружил белую карликовую звезду (остатки звезды, подобной нашему Солнцу, после сброса её внешних слоёв), которая выбросила вокруг себя несколько газовых оболочек. В результате образовалась кольцеобразная туманность, искажённая гравитационными силами.

Белый карлик должен был многократно сжиматься, нагреваться и излучать вещество — подобно вращающемуся разбрызгивателю, добавляющему необходимые ингредиенты — в течение тысяч лет, чтобы дойти до данного состояния.

Уэбб собирал изображения в двух различных диапазонах волн. Его камера ближнего инфракрасного диапазона (NIRCam) наблюдает свет, который близок к зрению человеческого глаза; его датчик среднего инфракрасного диапазона (MIRI) углубляется в инфракрасный спектр, обнаруживая с повышенной чувствительностью мерцающую пыль вокруг белого карлика.

Квинтет Стефана

Космический телескоп также зафиксировал компактную группу галактик, расположенную в созвездии Пегаса, называемую квинтет Стефана.

Способные проникнуть сквозь окружающую пыль одной галактики, изображения Уэбба показали состав газа вблизи центра сверхмассивной чёрной дыры.

В совокупности эти изображения и данные раскрыли возможности всех четырёх самых современных научных инструментов Уэбба. В общем, учёные были в восторге.

«Сегодня мы представляем человечеству революционный новый взгляд на космос с космического телескопа Джеймса Уэбба — обзор, которого мир никогда раньше не видел, — сказал администратор НАСА Билл Нельсон. — Эти изображения, в том числе самый глубокий за всю историю инфракрасный снимок нашей Вселенной, показывают нам возможности Уэбба. Телескоп поможет найти ответы на вопросы, которые мы даже не умеем задавать; вопросы, которые помогут нам лучше понять нашу Вселенную и место человечества в ней. Невероятный успех команды Уэбба является отражением того, что НАСА делает лучше всего. Мы берём мечты и превращаем их в реальность на благо человечества. Мне не терпится увидеть новые открытия, сделанные нашей командой!»

12 июля снимки Уэбба были продемонстрированы на нескольких цифровых экранах на Таймс-сквер в Нью-Йорке и на площади Пикадилли в Лондоне.

Телескоп Джеймса Уэбба был запущен в космос 25 декабря 2021 года на ракете Ariane 5 с космодрома во Французской Гвиане.

Пройдя сложную последовательность развёртывания в космосе, Уэбб в течение нескольких месяцев вводился в эксплуатацию, выравнивал зеркала и калибровал инструменты в соответствии с космической средой, готовясь к научной работе.

«Это просто захватывающе! — сказал Джон Мазер, старший научный сотрудник проекта Уэбба в Центре космических полётов имени Годдарда НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд. — Оборудование работает отлично, а природа полна удивительных загадок. Поздравляем и благодарим нашу команду по всему миру, которая сделала это возможным».

Проект является совместным партнёрством НАСА, ЕКА (Европейского космического агентства) и CSA (Канадского космического агентства).

Новый космический телескоп призван разгадать тайны нашей Солнечной системы и за её пределами в более отдалённых мирах, исследовать неизвестные структуры и происхождение нашей Вселенной.

Майкл Винг — писатель и редактор из Калгари, Канада, где он родился и получил художественное образование. Он пишет в основном о культуре, человеческом интересе и актуальных новостях.