Shutterstock | Epoch Times Россия
Shutterstock

«Где нет рекламы? Во снах». Так вот, уже есть

Только один вопрос волновал Голана: как вообще можно рекламировать во сне?
Автор: 14.10.2022 Обновлено: 14.10.2022 10:26
Сфера инженерии сновидений развивается день ото дня, а вместе с ней и опасности — оказывается, все больше компаний проводят эксперименты с целью продать нам вещи, пока мы спим. Нейробиологи объясняют, как они это делают и почему это опасно.

Когда Надира Хакермана, израильского предпринимателя в области высоких технологий и основателя WEBOS, попросили представить японским инвесторам новый продукт, над которым работает компания, ему нечего было сказать.

К счастью, Голану, новобранцу компании, во время поедания ананаса пришла в голову оригинальная идея: «реклама во сне». Японцы были полны энтузиазма и решили вложить в проект 200 миллионов долларов. Только один вопрос волновал Голана: как вообще можно рекламировать во сне?

Зрителям, которые сидели дома и наслаждались пародией «Чудесная страна» на реальность в мире высоких технологий, было ясно, что идея «рекламы во сне» совершенно абсурдна. Я тоже так думала, пока в прошлом месяце не прочитала о компаниях, работающих в сотрудничестве с ведущими исследователями мозга, чтобы проникнуть в мир наших снов.

«Где нет рекламы? Во снах». Так вот, уже есть

Одной из них является американо-канадский производитель пива «Molson Coors». Компания начала расследование проблемы, когда столкнулась с одной проблемой. Незадолго до финала Американской футбольной лиги, который состоялся 7 февраля 2021 года, она обнаружила, что эксклюзивное право на рекламу пива во время игры было предоставлено одной из конкурирующих компаний, а ей не разрешили рекламировать во время игры даже на короткое время.

Запрет на рекламу подтолкнул её к открытию «альтернативного рекламного канала», в котором она была бы первооткрывателем — наши сны. Перед игрой компания набрала участников эксперимента, которым было предложено посмотреть короткое видео, а затем ночью прослушать восьмичасовой аудиоклип в фоновом режиме. Цель состояла в том, чтобы заставить участников эксперимента выбрать пиво Molson Coors во время просмотра Супербоула на следующий день.

В другом эксперименте производитель пива предложил заплатить 1000 долларов добровольцам, которые будут ночевать на чем-то вроде большого склада. Бобби Гулд, туристический репортер из Лос-Анджелеса, наткнулась на это странное объявление и решила присоединиться к эксперименту со своим партнёром.

В начале февраля 2021 года она спала на складе с 17 другими участниками эксперимента пивной компании. Она сказала, что в ту ночь, когда на заднем плане играла музыка Molson Coors, ей приснилось несколько странных снов о пивных банках. «В одном из них, например, я летала на самолете, который раздавал пивные банки с воздуха людям, которые нас подбадривали». В конце эксперимента её поместили в дискуссионную группу.

«Мы все чувствовали себя лабораторными мышами. Они пытались подсадить пиво нам в мозг, и было ощущение ,что это очень неправильно», — сказала она.

«Где нет рекламы? Во снах». Так вот, уже есть

«Люди не осознают, насколько сильно сны, мысли и процессы обработки информации, которые мы запускаем во время сна, влияют на очень многие вещи — даже на то, кем мы себя считаем. Это зависит от эмоциональных воспоминаний, которые мы сохраняем, особенно во время сна.

Эти рекламодатели действительно пытаются вторгаться во время сна в сам вопрос «кто мы есть», — предупреждает психиатр профессор Роберт Стикголд (Stickgold), руководитель Центра сна и познания Гарвардской медицинской школы в США.

На самом деле попытки повлиять на наши сны вовсе не новы, но когда они проводились тысячи лет назад, цели у них были другие. Профессор Тор Нильсен, исследователь сна и сновидений из Университета Монреаля, объясняет, что «инкубация сновидений» — это методы, ритуалы и приёмы, которые человек применяет для того, чтобы преднамеренно стимулировать сны, которые принесут ему пользу.

В своей статье профессор Нильсен рассматривает, как «инкубация сновидений» развивалась в древние времена как в Месопотамии, так и в Египте. Позже техники, разработанные в этих культурах, были изучены в Греции и оттуда также перенесены в Рим.

Профессор Нильсен цитирует египетский папирус XIV века до н.э., который помогает читателю вызвать египетского бога рождения Беса:

«Нарисуй Беса на левой руке и оберни его полоской чёрной ткани, посвящённой богине Исиде. Ложись спать, ничего не говоря, даже в ответ на вопрос, который будет тебе адресован».

Согласно Нильсену, пациенты приходили в храмы греческого бога медицины Асклепия, чтобы переночевать.

Они надеялись встретить «бога-целителя» во сне, узнать от него о необходимом для них способе врачевания и, может быть, если повезёт, что он сам их исцелит.

В настоящее время в основном изучалась связь сна с учёбой и памятью. В последние десятилетия стало ясно, что непрерывный ночной сон играет важную роль в формировании долговременных воспоминаний. Профессор Ави Карни из Хайфского университета, защитивший докторскую диссертацию в 1994 году на кафедре нейробиологии Института Вейцмана, пришёл к выводу, что наша учёба в определённый день даёт плодотворные результаты на следующий день, если наш ночной сон вообще не был нарушен.

С другой стороны, если наш сон прерывается именно на тех стадиях, в которых мы видим сны («быстрый сон» — относительно глубокий сон, характеризующийся быстрым движением глаз), наша способность создавать новые долговременные воспоминания значительно ухудшается.

«Что мы делаем во сне, так это укрепляем одни воспоминания и отбрасываем другие, то есть заставляем их ослабевать, — объясняет профессор Стикголд, глава Центра сна и познания Гарвардской медицинской школы в США. — Сновидение — это процесс, который позволяет мозгу исследовать множество возможностей. Он берёт вещи, которые занимали нас в течение дня, и ищет ассоциации с этими вещами.

По сути, это способ сказать мозгу, чтобы он был творческим, заниматься обнаружением неожиданных ассоциаций между вещами, о которых вы думаете, и информацией, которую вы ранее хранили в своём мозгу. Во сне мы ищем в своих сетях ассоциаций, в связях между воспоминаниями и решаем, какие из этих связей следует сохранить и даже укрепить для дальнейшего использования, когда проснемся».

Можно ли использовать эти процессы, чтобы научить нас чему-то новому во время сна? Доктор Анат Арци, сегодня постдокторант Кембриджского университета, проверила это в 2012 году, когда была студенткой-исследователем в отделе нейробиологии в Институте Вейцмана (Израиль).  серии проводимых ею экспериментов участники засыпали на ночь в лаборатории. Во время сна они без их ведома подвергались воздействию комбинаций звуков и запахов.

Например, при воспроизведении определённого звука исходил приятный запах шампуня или дезодоранта, а при воспроизведении другого – отталкивающий запах туши или тухлой рыбы. В итоге воспроизводился только звук, без запаха.

Исследователям стало ясно, что им удалось создать павловское обусловливание: позже ночью к звукам уже не нужно было добавлять какой-либо запах. Различных звуков, которые воспроизводились испытуемым, было достаточно, чтобы изменилась продолжительность и глубина их вдоха.

За звуком, который на ранней стадии эксперимента соответствовал неприятному запаху, следовал чрезвычайно короткий вдох, в то время как за звуком, который ранее соответствовал приятному запаху, следовал долгий вдох. Даже после пробуждения на следующее утро продолжительность вдоха испытуемых также зависела от воспроизводимого им звука, даже без воздействия какого-либо запаха.

Эксперимент, через который они прошли во сне, заставил их узнавать новые связи. При этом они даже не замечали и не помнили, что ночью подвергались воздействию каких-либо запахов.

В последующем исследовании, опубликованном в 2014 году, доктор Арци изучила возможные применения способности учиться во время ночного сна. 66 испытуемых (из них 23 женщины) были заядлыми курильщиками, теми, кто давно хотел бросить курить.

За неделю до эксперимента их попросили записать в специальный дневник, сколько сигарет они выкуривали каждый день. Большинство из них подвергались эксперименту во время ночного сна в лаборатории запаха сна. Некоторые из участников контрольных групп, проходили аналогичный процесс в состоянии бодрствования.

Исследователи подвергали испытуемых воздействию запаха сигареты в течение пяти секунд в течение 30 циклов, а чуть позже подвергали их воздействию на три секунды неприятного запаха тухлой рыбы или сульфата аммония, который характеризуется особенно резким запахом.

У некоторых участников эксперимента это воздействие проводилось во время сна со сновидениями (БДГ), тогда как у другой группы воздействие запахами проводилось во время фазы более легкого сна — «фазы 2» цикла сна. В течение следующей недели испытуемые возвращались к своим дневникам и записывали своё ежедневное потребление сигарет.

Эксперимент показал, что те, кто подвергался воздействию запахов во время сна со сновидениями (БДГ), уменьшили количество выкуриваемых сигарет в течение четырех дней после ночи эксперимента.

Однако наиболее значительное снижение было обнаружено у тех, кто подвергался воздействию запахов именно во «2-й стадии» сна. Это было сокращение курения, которое продержалось целую неделю. Среди контрольной группы, которая подвергалась воздействию запахов во время бодрствования, количество выкуриваемых сигарет не изменилось.

Выводы исследователей согласуются с другими выводами последних лет, согласно которым не только сам сон играет важную роль в формировании долговременных воспоминаний, но на самом деле важную роль в этом процессе играет каждая из различных стадий цикла сна, каждая стадия, и тот или иной тип воспоминаний, формирующихся в ней.

Инженерия сна

Доктор Адам Хаар из Центра биомедицинской инженерии Массачусетского технологического института сделал ещё один шаг вперёд и разработал технологию, помогающую человеку направлять свои сны на конкретные темы.

Для этого Хаар использовал моменты сна и отсутствия сна — те самые моменты довольно лёгкого сна, когда мы медленно переходим от бодрствования ко сну. Более конкретно, стадия цикла сна, известная как «гипнагогия», когда мозг всё ещё относительно внимателен к внешним раздражителям.

Устройство «Дормио», разработанное Хааром, имеет два важных компонента: один предназначен для наблюдения за состоянием сна пользователя прибором, чтобы определить, когда он погружается в долгожданный гипнагогический сон.

Это делается с помощью устройства ЭЭГ (EEG), которое отслеживает электрическую активность в мозгу, и с помощью специальной перчатки, которая включает в себя множество датчиков, отслеживающих, например, пульс и напряжение мышц в руке.

Второй компонент устройства сообщается с дремлющим пользователем и даёт ему словесные инструкции во сне. Обычно устройство приходит в строй ближе к концу сна, в утренние часы. Пользователь задает устройству, сколько часов он хочет спать этой ночью, то есть когда устройство должно его будить и манипулировать его снами. Ещё одним важным определением, которое вводит пользователь, является тема, о которой он мечтает.

В статье 2018 года, в которой Хаaр и его сотрудники из Массачусетского технологического института представили прототип устройства, темой снов для нескольких участников были «кролики». Когда наступал момент разбудить участника опыта, устройство давало ему указание:

«Не забудьте подумать о кролике» и позволяло снова заснуть. Устройство позволяло ему так подремать около двух минут, затем будило его и приказывало: «Расскажи мне, о чем ты думаешь».

В этот момент участник должен был устно описать, от каких мыслей его разбудил прибор. «Дормио» записывал слова участника и снова приказывал ему заснуть вместе с инструкцией: «Не забудьте подумать о кролике». И так три раза.

Маленький эксперимент Хаaра и его партнёров увенчался успехом. Все шесть испытуемых рассказали о снах, в которых появлялись предметы, о которых их просили думать во сне (некоторым предлагалось думать о вилках, а некоторым – о кроликах). С публикацией прототипа исследователи сна и сновидений с энтузиазмом восприняли эту технологию, и в январе 2019 года в лаборатории Массачусетского технологического института был проведён первый в мире семинар по инженерии сновидений, на который были приглашены многие исследователи сна и сновидений со всего мира.

На семинаре были проведены мозговые штурмы на различные темы, в ходе которых были рассмотрены идеи для новых устройств и новые исследования, касающиеся ночных кошмаров, осознанных сновидений, репроецирования воспоминаний и сенсорной стимуляции во время сна, с целью оптимизации технологии документирования и манипулирования сновидениями.

В сентябре 2020 года, после успеха семинара, журнал «Сознание и познание» (Consciousness and Cognition ) посвятил целый выпуск теме инженерии сновидений. Разнообразные исследовательские группы со всего мира, участвовавшие в семинаре в лаборатории Массачусетского технологического института, опубликовали в журнале свои выводы.

Одна из статей номера была посвящена новому исследованию, проведённому группой исследователей из Массачусетского технологического института, на этот раз также при участии упомянутого нами профессора Стикголда из Медицинской школы Гарвардского университета. Это исследование было более всесторонним, чем предыдущее, и с участием 50 испытуемых. Половина из них была отнесена к экспериментальной группе, для которой устройство Дормио активировалось во время дневного сна в лаборатории. Другая половина, контрольная группа, работала с устройством во время бодрствования. Всех испытуемых просили подумать о деревьях.

Оказалось, что участники экспериментальной группы сообщали о большем количестве мыслей, которые приходили им в голову в ответ на запросы Дормио. Доля мыслей, в которых фигурировали деревья или хотя бы части деревьев, такие как ветки или листья, также была высокой.

«Сны на определенные темы могут быть полезны даже после сна, например, в случае задач, требующих творчества», — объяснил д-р Хаaр в пресс-релизе. Профессор Стикголд расширил его высказывание:

«Дормио выводит изучение сновидений на новый уровень, когда он устанавливает непосредственный контакт со сновидящим мозгом и таким образом манипулирует содержанием своих сновидений. Возможности, предлагаемые Дормио для улучшения творчества и способности к обучению, огромны».

Только тогда, вслед за большим энтузиазмом в научном сообществе, возник энтузиазм и среди коммерческих компаний, которые хотят рекламировать нам продукты во сне.

Рекламодатели пришли

Кажется, не только производитель пива Molson Coors заинтересован во вторжении в наши сны. В интервью журналу Science д-р Хаар сказал, что Microsoft и две авиакомпании уже обращались к нему за помощью в проектах инкубации снов. Опрос, проведённый Американской ассоциацией маркетинга в октябре 2021 года, показал, что 77% компаний заинтересованы во внедрении технологии снов в свои рекламные системы в ближайшие годы. И когда рекламодатели в восторге от технологии, доктор Хаар и профессор Стикголд уже обеспокоены.

В июне 2021 года они опубликовали письмо с предупреждением о новом способе использования их технологии. Около 40 других ученых в этой области подписали предупредительное письмо, написанное в сотрудничестве с профессором Антонио Задра, исследователем сновидений на факультете психологии Монреальского университета.

«Во время сна мозг решает, какие воспоминания оставить, а какие выбросить. Благодаря этим процессам мозг формирует наши воспоминания, которые составляют наше автобиографическое прошлое, а также наше ощущение того, кто мы есть сегодня, и наше понимание того, как лучше всего вести нашу жизнь в будущем», — пишут они.

В качестве примера они приводят исследование доктора Арци по прекращению курения, в котором испытуемые не знали, что подвергаются воздействию запахов во время ночного сна, но их павловская обусловленность сохранялась.

«Возможность злоупотребления этими технологиями очевидна и зловеща», — заключают они.

Авторы предупредительной статьи также заявили, что их беспокоят такие устройства, как умные колонки, которые в настоящее время работают по ночам в спальнях примерно 40 миллионов американцев, при этом слушатели не знают, что им проигрывают во время сна. Растущее использование интеллектуальных технологий в домашних условиях может стать платформой, которой рекламные компании захотят воспользоваться.

«Вынашивание снов в рекламных целях — это не забавный трюк, а скользкий путь с реальными последствиями. Инкубация снов в маркетинговых целях, не говоря уже о вызывающих привыкание продуктах [таких как алкогольные напитки], поднимает важные этические вопросы».

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА