Исследование показало, что жизнь на Земле зародилась не менее 4,1 млрд лет назад

«Ранняя Земля определённо не была адской, сухой, кипящей планетой».
Автор: 27.12.2021 Обновлено: 28.04.2023 21:53
Геохимики нашли доказательства того, что жизнь на Земле могла зародиться 4,1 млрд лет назад — на 300 млн лет раньше, чем считалось ранее.

Значит, жизнь старше астероидных бомбардировок, образовавших кратеры на Луне, и почти такая же древняя, как сама планета, возраст которой составляет 4,54 млрд лет.

«Двадцать лет назад подобое заявление назвали бы ересью, также как шокирующие доказательства обнаружения жизни 3,8 млрд лет назад», — сказал соавтор исследования и профессор геохимии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), Марк Харрисон.

«Жизнь на земле могла зародиться почти мгновенно, при наличии нужных ингредиентов она образовалась очень быстро», — объяснил он.

Команда геологов из Калифорнийского университета предполагает, что жизнь существовала до массивной бомбардировки внутренней части Солнечной системы, в результате которой образовались крупные кратеры на Луне около 3,9 млрд лет назад.

Некоторые учёные утверждают, что во время бомбардировок вся жизнь на Земле прекратила бы существование.

Марк Харрисон, соавтор исследования и профессор геохимии Калифорнийского университета. (Фото: Reed Hutchinson/UCLA)

«Если вся жизнь на Земле погибла под бомбардировками, как утверждают некоторые учёные, то она должна была быстро перезапуститься», — сказал соавтор исследования и аспирант Патрик Бонке.

Учёные долгое время считали, что Земля в то время была сухой и пустынной. Но исследование Харрисона, в том числе его работа 2008 года, доказало обратное.

«Ранняя Земля определённо не была адской, сухой, кипящей планетой. Мы не видим абсолютно никаких доказательств этому».

«Вероятно, планета была гораздо больше похожа на современную, чем считалось ранее».

Исследователи изучили в Западной Австралии более 10 тыс. цирконов, образующих расплавленные породы или магмы. Цирконы — тяжёлые, прочные минералы, которые связаны с синтетическим кубическим цирконием, использующимся для имитации алмазов.

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, объясняют, что цирконы подобны капсулам времени, поскольку они «фиксируют и сохраняют своё непосредственное окружение».

В 656 цирконах специалисты обнаружили тёмные вкрапления, которые могли содержать углерод, но только 79 из них отобрали для анализа с помощью спектроскопии комбинационного рассеяния.

Эта техника показывает молекулярную и химическую структуру древних микроорганизмов в трёх измерениях.

Углерод-14 обнаружен в куске циркона возрастом 4,1 млрд лет. (Фото: Stanford/UCLA)

Циркон содержал углерод, необходимый для жизни

Ведущий исследователь Элизабет Белл вместе с Бонке провели химические и минералогические тесты, определяющие состояние древних цирконов. Учёные искали любые признаки наличия углерода — ключевого компонента для любой жизни.

В 1 из 79 цирконов специалисты обнаружили графит — чистый углерод — причём не в одном, а в двух местах.

«Впервые за последние 4,1 миллиарда лет графит был обнаружен, когда Бет Энн и Патрик провели измерения в этом году», — сказал Харрисон в своем заявлении.

Когда исследователей спросили, насколько они уверены в том, что циркон представляет собой графит возрастом 4,1 миллиарда лет, Харрисон сказал:

«Очень уверен».

«Нет лучшего когда-либо задокументированного случая первичного включения в минерал, и никто не дал другого правдоподобного объяснения наличию графита небиологического происхождения в цирконе».

Основываясь на соотношении в цирконе урана, исследователи пришли к выводу, что его возраст составляет 4,1 млрд лет. Графит, содержащийся в цирконе, более древний. Однако неизвестно, насколько он старше.

По словам Харрисона, исследование позволяет предположить, что жизнь во Вселенной могла существовать в изобилии. Базовая жизнь могла сформироваться быстро, но могли потребоваться миллионы лет, чтобы она развила способность к фотосинтезу.

«Нам нужно начать по-другому думать о ранней Земле», — сказала Белл.

Владимир Васильев — Обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на новостном и аналитическом освещении событий в мире науки и технологий.