На этом раздаточном изображении, предоставленном Европейским космическим агентством (ЕКА), показан вид на The Palms, Дубай, когда космический корабль SpaceX Dragon проносится внизу, на снимке, сделанном астронавтом ЕКА Тимом Пиком с Международной космической станции 10 апреля 2016 года. | Epoch Times Россия

Starlink Илона Маска рассматривают как военную угрозу в Китае

Военный эксперт считает, что у китайских военных нет возможности победить Starlink
Автор: 09.06.2022 Обновлено: 09.06.2022 05:58
Китайские военные считают, что спутниковая интернет-система Starlink, управляемая компанией SpaceX, представляет угрозу национальной безопасности, и предлагают её уничтожить.

Один из экспертов считает, что у Народно-освободительной армии Китая (НОАК) нет возможности уничтожить Starlink.

Связанная с Пекином военная телепрограмма Crazy Warfare Show недавно опубликовала статью, в которой анализируется прогресс американских технологий освоения космоса с упором на спутниковую группировку Starlink компании SpaceX. В статье отмечается военная ценность Starlink и его критическая роль в российско-украинской войне, и рассматривается вопрос о том, сможет ли китайское противоспутниковое оружие победить его.

Crazy Warfare Show разработана Beijing Junwu Technology Co, китайской государственной медиакомпанией, которая производит видеопрограммы об оружии, военных и на другие смежные темы.

В статье говорится, что Starlink оказывает существенную техническую поддержку Украине в сопротивлении России, передав им десятки тысяч пользовательских терминалов. Это позволило украинским военным превзойти российскую армию в ситуационной осведомлённости и эффективности управления ударами на поле боя.

«Илон Маск, генеральный директор SpaceX, сотрудничал с высокопоставленными американскими военными в области космических технологий и косвенно нанёс российским военным серьёзные потери, — говорится в статье. — Starlink — это то, с чем Китаю придётся столкнуться в будущем — в критической битве, гораздо более сложной, чем конфликт между Россией и Украиной. Поэтому эту угрозу нельзя игнорировать».

Starlink использует тысячи небольших спутников на орбите 500 км над поверхностью Земли для передачи высокоскоростного интернета особенно в отдалённые районы, в том числе пострадавшие от стихийных бедствий или разрушенные войной. В настоящее время на орбите Земли находится более 2 тыс. спутников Starlink компании SpaceX. Компания надеется, что к 2024 году на орбите будет 4425 спутников.

Через несколько дней после введения войск России в Украину в конце февраля Маск объявил, что спутниковая широкополосная служба начнёт предоставлять интернет украинцам.

В то время как Starlink обеспечивал информационную связь в Украине, в том числе в сотнях больниц и клиник, он также служил каналом связи, позволяющим украинским военным беспилотникам более эффективно поражать российские танки и позиции.

Помимо интернет-связи, широкополосные спутники Starlink могут определять местоположение объекта на Земле с точностью до 8 метров, как говорится в статье Университета штата Огайо, опубликованной в рецензируемом журнале, аналогично тому, что обеспечивают спутники глобального позиционирования (GPS). Они также позволяют получать высокоточные разведывательные и навигационные данные.

В эпоху информационной войны Starlink потенциально может помешать коммуникациям противника или быть оснащена беспилотным боевым оружием, что может обеспечить Соединённым Штатам преимущество в космической войне, говорится в статье.

Однако авторы также указывают, что Starlink имеет уязвимые места и потенциально может быть парализована средствами электронной войны или электромагнитными помехами. В пример приводится Китай, который в последние годы добился значительного прогресса в соответствующих противоспутниковых технологиях.

Авторы статьи призывают Пекин подготовиться к скоординированной разработке различных видов противоспутникового оружия и оперативно снизить зависимость от традиционной GPS, чтобы в будущем избежать потерь в критических сражениях с помощью Starlink.

«Китайская навигационная спутниковая система BeiDou должна повысить свою точность и нуждается в модернизации, — говорится в статье. — Если Китай сможет усовершенствовать свои методы взлома, то его шансы на победу [в космической гонке], несомненно, возрастут».

Эксперты считают, что у Пекина нет шансов победить Starlink

28 мая комментатор по военным вопросам и эксперт по Китаю Сиа Луошань сообщил изданию The Epoch Times, что в настоящее время Китай располагает лишь несколькими десятками навигационных спутников Beidou, в то время как SpaceX вывела на орбиту более 2000 спутников Starlink. Такое соотношение ставит Китай в значительно невыгодное положение в этой гонке.

«Пекин может сначала потерять свои глобальные навигационные спутники, прежде чем вывести из строя Starlink. Потеря возможностей позиционирования приведёт к параличу большого количества китайской военной техники и гражданских объектов, — сказал Сиа. — Проще говоря, у Пекина нет шансов победить Starlink».

По его словам, атака на спутники через компьютерные сети является стандартным методом, который пытаются использовать страны, прежде чем принять решение сбить спутник. Он добавил, что пекинские ракеты серии «кинетическая энергия» могут иметь возможность достигать спутников на определённых орбитальных высотах.

Однако Сиа пояснил, что Китай должен будет рассмотреть несколько вопросов, прежде чем попытаться сбить спутники другой страны.

«Во-первых, как Пекин обеспечит выживание своих собственных спутников, если уничтожит чужие? В итоге он может заплатить гораздо большую цену, поскольку другие страны также будут иметь возможность уничтожать китайские спутники.

Во-вторых, если Пекин действительно собьёт спутник своими [ракетами с кинетической энергией], то космический мусор, который последует за ним, также повредит китайские спутники и другие космические аппараты, поскольку обломки останутся на орбите. Это вызовет международное возмущение, что приведёт к жёстким санкциям против Китая».

Сиа предположил, что существуют технологии, использующие передовые космические аппараты для «захвата или вывода из строя спутника», но Китай всё ещё не догнал США в этих областях.

Китай и Россия ищут оружие для поражения «критически важных» спутников США

Недавний доклад Разведывательного управления Министерства обороны США (DIA) показал, что Китай и Россия разрабатывают оружие, способное атаковать американские спутники. В докладе говорится о большом увеличении китайских и российских космических средств за последние несколько лет.

«Космос становится всё более милитаризованным, — говорится в отчёте. — Некоторые страны разработали, испытали и развернули различные спутники и некоторые виды противокосмического оружия».

В докладе под названием «2022 вызовы безопасности в космосе» говорится, что с 2019 по 2021 год совокупный орбитальный космический флот Китая и России вырос более чем на 70%. Этот рост в первую очередь обусловлен желанием этих двух стран «использовать» технологическую зависимость США от космической инфраструктуры.

«Поскольку всё больше стран и всё больше служб зависят от возможностей космического базирования, особенно в критически важных социальных и экономических секторах, таких как медицина, реагирование на стихийные бедствия, прогнозирование погоды и финансовые операции, потеря или деградация этих возможностей будет всё больше нарушать повседневную жизнь», — говорится в докладе.

«Нарушение работы космических средств, вероятно, приведёт к деградации критически важных военных и разведывательных возможностей».

Лидерство в космосе считается жизненно важным для победы в современной войне между крупными державами, говорится в докладе, поскольку бесчисленные системы, от GPS до технологий предупреждения о ракетном нападении, полагаются на спутники для эффективной работы.

По этой причине космическая инфраструктура США уже давно стала целью китайских и российских военных и их разведывательных операций.

Генерал космических войск США Дэвид Томпсон заявил в ноябре, что Китай и Россия проводят обратимые кибер- и электронные атаки на космическую инфраструктуру США «каждый божий день».

Директор Национальной разведки Аврил Хейнс в марте заявила, что сотрудничество Китая и России против США в ближайшие годы будет только расти.

«Потеря космических услуг связи и навигации может оказать разрушительное воздействие на военнослужащих во время конфликта», — сказал директор DIA, генерал-лейтенант Скотт Берриер в заявлении по случаю выхода доклада.

«Это один из самых серьёзных сценариев, которые можно ожидать. Безопасный, стабильный и доступный космический домен имеет решающее значение, поскольку возможности Китая и России в области космического базирования и радиоэлектронной борьбы продолжают расти».

Поэтому усилия этих стран по подрыву или атаке космической инфраструктуры США представляют непосредственную и долгосрочную угрозу, которой необходимо противостоять, говорится в докладе.

«Цель Пекина — стать широкомасштабной, полностью дееспособной космической державой. Американские усилия по обеспечению безопасности, стабильности и доступности космической сферы находятся под угрозой».

США запретят испытания противоспутниковых ракет

Вице-президент Камала Харрис в апреле поклялась, что Соединённые Штаты не будут проводить испытания противоспутниковых ракет (ASAT), ссылаясь на соображения безопасности.

Таким образом, Соединённые Штаты стали первой страной, которая ввела такой запрет. Испытания противоспутниковых ракет проводились США, Китаем, Индией и Россией. В ходе испытаний орбитальный объект уничтожается с помощью ракетной системы.

«Проще говоря, эти испытания опасны, и мы не будем их проводить», — заявила Харрис после того, как возглавила Национальный космический совет в 2021 году.

«С сегодняшнего дня Соединённые Штаты обязуются не проводить разрушительные испытания противоспутниковых ракет прямого перехвата, — сказала Харрис во время посещения калифорнийской базы космических сил Ванденберг. — Мы — первая страна, взявшая на себя такое обязательство. Я призываю все страны присоединиться к нам».

Харрис упомянула о потенциальной опасности для астронавтов и спутников, ссылаясь на испытания, проведённые Китаем более десяти лет назад, в результате чего образовались тысячи обломков, до сих пор вращающихся вокруг Земли.

«Эти испытания, безусловно, безрассудны, как и безответственны. Эти испытания также могут поставить под угрозу многое из того, что мы делаем в космосе», — сказала она.

Россия 15 ноября 2021 года произвела испытательный запуск противоспутниковой ракеты, которая поразила устаревший советский спутник-шпион на низкой околоземной орбите, создав 1632 фрагмента космического мусора, согласно базе данных орбитальных объектов Космических сил США.

Китай создал самую большую группу фрагментов космического мусора во время испытательного запуска ракеты в 2007 году — около 2800 фрагментов оказались на орбите Земли, подвергая риску многие спутники. В случае столкновения жизненно важные службы, такие как GPS и метеорологические предупреждения, могут выйти из строя.

Белый дом заявил, что мусор, образовавшийся в результате этих испытаний, теперь угрожает спутникам и другим космическим объектам, жизненно важным для безопасности, экономических и научных интересов всех стран, и увеличивает риск для астронавтов в космосе.