Ученые выяснили, как мореплаватели заселяли Полинезию

Самоа был промежуточной остановкой в более крупной экспансии человека в Тихоокеанском регионе
Автор: 21.10.2021 Обновлено: 21.10.2021 08:07
Более тысячи лет назад бесстрашные мореплаватели пересекли просторы Тихого океана на парусных каноэ, чтобы добраться до отдалённых островов Полинезии.

Генетическое исследование определило время и последовательность заселения этих территорий, охватывающих около трети поверхности Земли. Самоа стала отправной точкой, а Рапа-Нуи (Остров Пасхи) и другие места, известные своими мегалитическими сооружениями, были освоены позднее.

«Многие расстояния были огромными», — сказал генетик Стэнфордского университета Александр Иоаннидис, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature.

Исследование показало, что Остров Пасхи был заселён в 1210 году нашей эры после того, как мореплаватели преодолели расстояние протяжённостью около 2575 км в открытом море. Историки считают, что семейные группы от 30 до 200 человек плыли на каноэ с двойным корпусом и треугольными парусами, которые работали так же, как современные катамараны.

Генетическая информация 430 современных жителей тихоокеанских островов помогла учёным разгадать историю заселения Полинезии.

«Каждый живущий человек сохраняет генетические записи всех предков, от которых унаследовал ДНК. Поэтому, анализируя данные сотен людей, мы можем создать геномную сеть и вывести связи, даты и прочее», — сказал генетик Андрес Морено-Эстрада из исследовательского центра CINVESTAV в Мексике.

Учёные обнаружили, что в IX веке нашей эры из Самоа путешественники отправились на Фиджи и Тонгу, а затем — на Раротонгу, один из островов Кука. В XI веке они добрались до Острова Общества, а в XII веке — до Тубуаи и архипелага Туамоту.

Ученые выяснили, как мореплаватели заселяли Полинезию

Древняя каменная статуя из Раиваваэ, одного из островов архипелага Тубуаи во Французской Полинезии, демонстрируется на Таити в 2018 году. (Alexander Ioannidis/Handout via Reuters)

В XII и XIII веках моряки из Мангаревы достигли Маркизских островов, Острова Пасхи и Раиваваэ — мест, где были созданы такие мегалиты, как каменные истуканы моаи.

«Это одна из самых впечатляющих и увлекательных глав в исследованиях экспансии человечества», — сказал Морено-Эстрада.

Дискуссии относительно того, когда были заселены полинезийские острова, по-прежнему не утихают.

«Разгадка этой части истории — не только увлекательная задача, но и невероятная демонстрация того, что современное население всё ещё физически связано с историями своих предков», — сказал Иоаннидис.

Мореплаватели могли следовать по траектории полёта морских птиц, ориентироваться по звёздам, учитывая скорость ветра, погоду, океанские течения и т. д. Путешественники принесли с собой такие культуры, как корнеплоды таро, и источники пропитания — цыплят.

«Изначально это были путешествия в неизведанное. Считается, что полинезийцы плыли против ветра, и если бы они не нашли новый остров, то смогли бы вернуться», — добавил Иоаннидис.

Полинезийцы установили сложные художественные и культурные традиции в резьбе, орнаменте лодок, религиозных и социальных правилах, практике татуировки и мегалитах, найденных на Острове Пасхи, Раиваваэ и Маркизских островах.

Ученые выяснили, как мореплаватели заселяли Полинезию

Учёные выяснили, что жители всех островов с мегалитами генетически связаны и между собой, и с населением Туамоту.

Также было установлено, что полинезийцы контактировали с коренными жителями Южной Америки.

«Это говорит о том, что представители архипелага Туамоту, отправившись в длительные путешествия, вступали в контакт с Америкой», — сказал Иоаннидис.

Исследователи назвали Самоа промежуточной остановкой в более крупной региональной экспансии человека в Тихоокеанском регионе, начавшейся на Тайване около 4000–5000 лет назад. Считается, что Самоа было заселено примерно в 800 году до н. э.