Мы думаем о времени как о чём-то простом, что равномерно перетекает из прошлого в будущее. (Image: Rossco via Dreamstime)

Иллюзия времени

Почему время на Земле и в космосе течёт с разной скоростью?
Автор: 23.03.2022 Обновлено: 23.03.2022 11:05
В суете нашей повседневной жизни мы часто слышим, как окружающие люди призывают нас поторопиться, иначе нам не хватит времени. Некоторые говорят, что они так заняты, что им не хватает времени. Что такое время?

Когда солнце восходит утром и заходит вечером? Или движение секундной стрелки на часах? Мы привыкли думать о времени, как о чём-то простом, что плавно перетекает из прошлого в будущее. Время также можно измерить с помощью часов. Поверите ли вы, если вам скажут, что понятия времени не существует, и это лишь иллюзия разума? Давайте поговорим о тайне времени.

В 1851 году в одной немецкой деревне появился странный человек, который говорил на ломаном немецком языке. Он сказал, что его зовут Йофар Ворин, и утверждал, что прибыл из части света, известной как Сакрия. Он говорил и писал на неизвестном языке, который называл «лаксарианским». Мужчина рассказал властям, что ищет своего брата. В деревне он появился после кораблекрушения.

В 1986 году было ещё одно сообщение о человеке по имени Педро Олива Рамирес. Он ехал из Севильи в город Алькала-де-Гвадаира. Завернув за поворот, он оказался на шестиполосном шоссе, которого никогда раньше не видел. Мужчина продолжал ехать по этой дороге, мимо незнакомых домов и пейзажей.

Проехав час по шоссе, он заметил дорожный знак, указывающий на три разных направления. На одном из них было написано «Малага», на другом — «Севилья», а на последнем — «Алькабала». Он выбрал объезд «Севилья» и, сам не зная как, оказался возле своего дома в Алькала-де-Гвадаира. Разочарованный и сбитый с толку, мужчина попытался вернуться по своим следам, но так и не смог найти перекрёсток и дорожный знак указанием развилки.

Перенесёмся в 2008 год. Испанка Лерина Гарсия однажды проснулась и обнаружила, что её мир изменился странным образом. Её простыни были незнакомы ей, а пижама отличалась от той, в которой она легла спать. Её день был ещё более странным. Она пришла на работу и выяснила, что теперь работает в другом отделе, начальника которого она никогда не встречала ранее. Кроме того, её нынешним парнем оказался бывший бойфренд. Нового парня, с которым она встречалась несколько месяцев, нигде не было.

Так что же случилось? Ведь женщина находилась в хорошей физической и психической форме.

Подобных необъяснимых явлений гораздо больше. Возможно ли, что эти люди совершили путешествие во времени или оказались в параллельных измерениях? Давайте посмотрим, что наши учёные узнали о тайне времени.

Взгляд Аристотеля на время

Что такое время? Первым, кто задался этим вопросом, был знаменитый древнегреческий учёный и философ Аристотель. В своём труде «Физика» он впервые сформулировал классический взгляд на время: время — это мера изменений. Например, кто-то утром выходит на улицу на два часа, а затем возвращается домой. Следовательно, эти два часа являются мерой изменения между выходом и возвращением домой.

Некоторые спросят, по Аристотелю, если нет движения и изменений, то неужели и время стоит на месте и перестаёт существовать? Если бы Аристотель услышал этот вопрос, он определённо ответил бы: «Да».

«Тогда почему, когда я выключаю ночью весь свет и неподвижно лежу в постели, засыпая, я всё ещё чувствую течение времени?» — спросят некоторые.

Аристотель также размышлял над этим вопросом, когда писал свою книгу «Физика». В книге он упоминает, что даже при неподвижном теле ваш разум думает. Как только разум начинает думать, мы немедленно предполагаем течение времени. По его словам, «время — это либо движение, либо нечто, относящееся к движению».

Абсолютное время Ньютона

Некоторым людям теория Аристотеля о времени может показаться немного странной. Это понятно, поскольку в современной физике нас учили концепции времени Ньютона. Исаак Ньютон, величайший математик и самый влиятельный учёный всех времен, считал время абсолютной величиной. Оно существует независимо от чьего-либо восприятия и движется с постоянной скоростью во всей Вселенной. Даже при неподвижности всех предметов и тел, бездействия наших душ и разума, время всё равно движется. Ньютон для обозначения времени в своих физических уравнениях использовал букву «t».

На протяжении веков физика основывалась на модели Ньютона, а учёные использовали различные физические формулы с буквой «t» для описания мира. Хотя сейчас многие люди считают идею о независимости и однородности времени общеизвестной, в древности это было не так. Большинство философов не соглашались с мнением Ньютона.

Лейбниц, известный немецкий философ и математик, был категорически против теории Ньютона о времени. Говорят, что имя Лейбница первоначально включало букву «t», но он убрал её из своего имени, чтобы выразить своё несогласие с теорией абсолютного времени Ньютона.

Эйнштейн: «Время — это иллюзия»

Аристотель и Ньютон, два самых влиятельных учёных своего времени, придерживались разных взглядов на вопрос времени. Люди оказались между этими двумя теориями и размышляли, чья точка зрения истинна.

Неожиданно появился ещё один значительный учёный, Альберт Эйнштейн, со своей теорией относительности. Утверждение Эйнштейна было ещё более запутанным, когда он сказал:

«Время — это иллюзия. Разница между прошлым, настоящим и будущим — всего лишь упрямая иллюзия».

Эта теория была слишком авангардной, чтобы её могли принять многие люди. Так как же это понимать нам?

Прежде чем продолжить, давайте поговорим о другой концепции, которая поможет нам лучше понять эту тему. Одна из концепций, которая озадачила многих физиков, заключается в том, что «скорость света постоянная». Что это значит? Обычно мы знаем, что скорость относительна. Допустим, один человек сидит в поезде, который движется со скоростью 50 м/сек, а в поезде катится мяч со скоростью 3 м/сек в секунду.

В глазах пассажиров поезда скорость мяча будет равна 3 м/сек. Но для человека на платформе мяч бы двигался со скоростью 53 м/сек, поскольку скорость поезда наложилась бы на скорость мяча.

Однако в 1887 году американские физики Альберт Абрахам Майкельсон и Эдвард Морли провели эксперимент, который привёл к неожиданным результатам. Этот эксперимент стал известен как эксперимент Майкельсона-Морли.

В их эксперименте, независимо от того, совпадали ли направления движения Земли и света или нет, измеренная скорость света всегда оставалась постоянной. В таком случае, при замене мяча фотоном, безмассовой частицей света, пассажиры поезда и люди на платформе увидели бы фотон, движущийся со скоростью 3 м/сек. Но как такое возможно?

Магическое время

Итак, давайте попросим Эйнштейна раскрыть для нас эту загадку. Эйнштейн считал, что в этом мире не существует абсолютного времени или пространства, и предложил теорию единства пространства и времени. Другими словами, время и пространство — это одно целое, называемое «временем-пространством». Физики называют материю, из которой состоит мир, «полем». Например, температурное поле или электромагнитное поле. Поэтому многие специалисты говорят, что «пространство-время» — это гравитационное поле.

Гравитационные поля ничем не отличаются от любой другой материи в мире. Мир представляет собой суперпозицию нескольких полей, одним из которых является гравитационное поле. Как и другие поля, оно не является абсолютным, однородным и фиксированным. Оно может изгибаться, растягиваться и взаимодействовать с другими полями.

В соответствии с этой теорией «пространство-время» может быть таким же гладким, как плоская поверхность, считал Ньютон. Но поле также может колебаться, как в случае с гравитационными волнами, которые могут сжиматься и расширяться. Таким образом, загадка раскрыта. Скорость света постоянна, потому что время и пространство относительны, что можно объяснить теорией относительности Эйнштейна.

Теория относительности Эйнштейна содержит две теории — специальную теорию относительности и общую теорию относительности. Согласно специальной теории относительности, время для быстро движущихся объектов течёт медленнее, чем для неподвижных. С другой стороны, общая теория относительности утверждает, что время для объектов в сильных гравитационных полях течёт медленнее, чем в слабых полях.

Другими словами, для стоящего на земле человека время возле головы течёт быстрее, чем у ног, потому что голова находится дальше от земли, где гравитационное поле слабее. Таким образом, утверждение о том, что стойка на руках поможет улучшить свою красоту, имеет под собой научную основу! Так прав Эйнштейн или нет? Рассмотрим несколько классических примеров.

Эксперимент с атомными часами

В 1971 году учёные Джозеф Хафеле и Ричард Китинг провели эксперимент с четырьмя цезиевыми атомными часами. Эти атомные часы используют стандартную частоту атомного ядра для расчёта и поддержания точности времени. В 2020 году Международное бюро мер и весов сообщило, что погрешность цезиевых атомных часов в Германии за 187 млн лет будет менее секунды, поэтому они очень надёжны для использования в эксперименте со временем.

Для эксперимента Хафеле и Китинг поместили пару цезиевых атомных часов на два коммерческих авиалайнера, летающих по всему миру в противоположных направлениях, один на восток, а другой на запад. Затем они сравнили их показания с атомными часами в Военно-морской обсерватории США. Часы, летавшие на восток — в направлении вращения Земли — должны иметь более высокую относительную скорость по сравнению с часами в самолёте, летавшим на запад, то есть против вращения Земли.

Согласно общей теории относительности время идёт быстрее там, где гравитационное поле слабее, а согласно специальной теории относительности время замедляется для более быстрых объектов. Атомные часы в самолёте находились на большой высоте и двигались с большой скоростью, в то время как атомные часы в обсерватории были на уровне земли и неподвижны, поэтому учитывались обе теории относительности Эйнштейна.

Каковы же результаты эксперимента? Атомные часы на самолёте, летевшем на восток, в направлении вращения Земли (что означает, что он двигался с большей относительной скоростью), отставали на 59 наносекунд от часов в обсерватории. Атомные часы на самолёте, летевшем на запад (с меньшей относительной скоростью), опережали на 273 наносекунды часы на земле. Эйнштейновские теории общей и специальной теории относительности были проверены одновременно.

Даже системы GPS-позиционирования, которые мы используем сегодня, требуют ежедневной калибровки. В противном случае атомные часы на спутниках каждый день шли бы на 38 микросекунд быстрее, чем время на земле. Не думайте, что это не имеет значения. Без корректировки GPS будет накапливать ошибку позиционирования примерно в 6 миль (≈10 км) каждый день.

Эксперимент НАСА с близнецами

В 2015 году американское агентство НАСА провело специальный биологический эксперимент с участием пары близнецов. Астронавт Скотт Келли и его брат Марк — однояйцевые близнецы, то есть, у них одинаковый геном. НАСА отправило Скотта в космос, где он провёл 340 дней на Международной космической станции. Марк остался на Земле, ожидая возвращения Скотта. Учёные планировали сравнить генетические изменения у двух мужчин и изучить влияние космоса на человеческий организм.

Когда вы сравниваете близнецов на фотографии НАСА после возвращения Скотта, не кажется ли вам, что Скотт выглядит моложе после жизни в космосе и вращения вокруг Земли на большой скорости? Поскольку НАСА не опубликовало фотографий мужчин до начала эксперимента, мы не можем точно сказать, как они выглядели вначале. Однако исследования НАСА доказывают, что Скотт стареет медленнее, чем Марк.

Генетическое тестирование показало, что тело Скотта старело значительно медленнее во время его пребывания в космосе. Это произошло потому, что теломеры, расположенные на концах хромосом, укорачиваются с меньшей скоростью. Теломеры представляют собой небольшой сегмент ДНК, находящийся на конце клеточных хромосом, и их функция заключается в защите хромосом от повреждения. С возрастом, теломеры становятся короче, а клетки постепенно стареют и умирают.

В космическом эксперименте с близнецами теломеры Скотта замедлились, в то время как теломеры Марка продолжали стареть с нормальной скоростью. При возвращении Скотта на Землю его теломеры снова стали укорачиваться с нормальной скоростью. Есть древняя китайская поговорка, что день на небе равен тысяче дней на земле. В разных положениях и пространственных измерениях скорость изменения времени совершенно разная. В одном измерении, возможно, прошёл только день, но на Земле люди успели пережить подъём и падение цивилизации. Возможно ли, что в вышеупомянутых ранее случаях люди случайно прибыли из другого пространства-времени?

Блочная вселенная

Основываясь на теории относительности Эйнштейна и четырёхмерном представлении о Вселенной как о едином пространства-времени, в 2015 году профессор философии Массачусетского технологического института Брэдфорд Скоу предложил теорию блочной Вселенной. Он описывает, как прошлое, настоящее и будущее сосуществуют «сейчас» в четырёхмерной Вселенной, состоящей из трёх измерений пространства и одного измерения времени. Все существующие моменты соотносятся друг с другом и имеют свои координаты в пространстве-времени.

Блок Вселенной статичен, стоит неподвижно в четырёхмерном пространстве-времени — нет течения времени, нет движения звёзд, мир представляет собой статичный объект, и каждая точка на временной шкале соответствует образу трёхмерного пространства в этот момент. Вся движущаяся вселенная состоит из бесчисленного множества таких образов трёхмерного пространства.

Если бы мы могли заглянуть за пределы блочной Вселенной, это было бы похоже на просмотр фильма в этом мире. Вы можете выбрать любой момент времени и посмотреть, что происходит в этот момент. Все мы знаем, что при нажатии кнопки воспроизведения фильм продолжается. Так и в теории блочной вселенной есть соответствующая кнопка, нажав на которую человек ощущает необратимое течение времени.

Физик и философ Массачусетского технологического института Макс Тегмарк и британский физик Джулиан Барбур утверждали, что эта кнопка и есть наш мозг. Течение времени — это иллюзия нашего мозга. Нейронная структура мозга позволяет нам помнить прошлое, но не говорит нам о будущем. Вот почему память создаёт у людей иллюзию движения времени из прошлого в настоящее и в будущее. Если это верно для Вселенной, как мы можем преодолеть иллюзию и увидеть прошлое, настоящее и будущее? Возможно ли это для кого-либо, учитывая нынешнее состояние науки?

Серийная вселенная: в разных измерениях разное время

В 1934 году британский солдат, авиационный инженер и философ Джон Уильям Данн написал книгу о своих пророческих снах и теории времени, которую он позже назвал «сериализмом». По его мнению, время меняется в разных измерениях. Наш физический мозг обитает в одном временном измерении. Наше сознание находится на следующем уровне временного измерения и так далее вплоть до конечного сознания, такого как наша душа.

Данн предполагает, что во время смерти умирает только наше физическое тело на начальном уровне времени. Наши высшие сущности находятся вне этого времени и фактически бессмертны. Его теория так и не была принята официальной наукой. Возможно, современная наука недостаточно развита, чтобы полностью объяснить тайну времени.

История клана Шакья

В древней Индии царь Вирудхак насильно захватил трон и решил уничтожить клан Шакья, где когда-то родился Будда Шакьямуни. Говорят, что Шакьямуни три раза подряд садился на дорогу, по которой должна была пройти армия царя. Таким образом, он пытался отговорить Вирудхаку от его намерения. В четвёртый раз Шакьямуни не остановил его, и клан Шакья был уничтожен.

Когда Моггаллана, один из учеников Шакьямуни, спросил его о произошедшем, Шакьямуни объяснил ему. Когда-то Вирудхак был царь-рыбой, которую съели люди, жившие у реки. Его плоть была поделена между 500 людьми из клана Шакья. В то время Шакьямуни был маленьким ребёнком, который не ел рыбу, но из любопытства трижды ударил царь-рыбу по голове. Именно по этой причине у Шакьямуни действительно болела голова в течение трёх дней после того, как он стал Буддой.

После перерождения царь-рыба перевоплотилась в царя Вирудхаку, и он нацелился на уничтожение клана Шакья. Что касалось будущего Вирудхака, Шакьямуни предсказал гибель его и армии через семь дней после резни. Действительно, семь дней спустя царь Вирудхак и его армия погибли в сильном шторме. Так как же Будда знал будущее, не имея доступа к научным исследованиям и теориям? По мнению буддистов, люди, достигшие просветления в результате совершенствования, имеют представление о судьбе и способны наблюдать прошлое, настоящее и будущее. В таком случае, не является ли Будда величайшим учёным из всех?

Итак, что вы думаете о времени?

Владимир Васильев — обозреватель и журналист The Epoch Times, специализирующийся на новостном и аналитическом освещении событий в мире науки и технологий.