Нейробиология околосмертных опытов
Когда люди сообщают обоколосмертных опытах, при которых они покидают тело, скептики часто объясняют их психологическими и физиологическими факторами. Роберт Мейс, изучавший околосмертные опыты 30 лет, затронул некоторые из этих факторов на конференции IANDS 2014 в Ньюпорт-Бич, Калифорния.
Одним из наиболее часто упоминаемых факторов является гипоксия или кислородное голодание. Другая причина—парадоксальный сон (REM). Это фаза сна, во время которой люди видят сновидения. Некоторые считают, что сцены загробной жизни, общение с умершими близкими, ретроспектива жизни вызваны возникновением REM в бодрствующем состоянии.
Однако околосмертные опыты значительно отличаются от REM и гипоксии. Мейс говорит:
«Пережившие клиническую смерть почти всегда сообщают о сверхъестественном опыте, который затмевает нашу реальность. Они чувствуют, что потусторонний мир, который они видят— это их настоящий дом, ощущают бескорыстную любовь и чувствуют, что им не страшно умереть».
«При гипоксии и REM не возникает подобных ощущений», — говорит Мейс.
Исследователи из Льежского университета в Бельгии изучали другие психологические аспекты. Они заинтересовались фактом, что некоторые люди испытывают ощущения, похожие на околосмертный опыт в ситуациях, когда их жизни ничего не угрожает — во время сна, при медитации или после обморока.
Эти две группы людей находились в совершенно разных состояниях с точки зрения физиологии. Скептики считают, что околосмертные переживания возникают из-за физиологических факторов, связанных с остановкой сердца (например, гипоксия). Но если люди в нормальном состоянии способны испытать те же самые ощущения — это, значит, что они не вызваны физиологическими причинами.
Учёные обнаружили, что люди, находившиеся в смертельной и неопасной для жизни ситуации, описали их опыт схожим образом, включая и его интенсивность.
Мейс говорит о недостатке доказательств о связи между разумом и мозгом. Если бы удалось доказать, что разум действительно зависит от мозга, то объяснение, что околосмертные опыты вызваны изменениями в мозгу, оказались бы верными.
Однако в мозгу не удалось обнаружить центра, отвечающего за «я», говорит Мейс. Он упоминал о «загадке сознания», суть которой в том, что мы обладаем целостной личностью, которая координирует различные участки мозга.
Эта целостная личность сохраняется, даже несмотря на наличие серьёзных нарушений в мозгу, отмечает Мейс. Если бы сознание действительно бы настолько зависело от мозга, то повреждения в мозгу приводили к фрагментации центрального сознания.
Он упомянул о феномене, известном как предсмертная ясность, когда люди с повреждённым мозгом (например, при болезни Альцгеймера) перед смертью внезапно вновь обретают способность нормально мыслить, и у них восстанавливается память. Это показывает, что личность человека не разрушается при повреждении мозга, она просто каким-то образом сдерживается, считает он.
Исследования околосмертных опытов могут оказаться очень полезны для неврологии, считает Мейс. Например, если бы мы смогли определить, что сознание способно функционировать за пределами мозга, то это можно было бы использовать для лечения повреждений мозга.
Он бы хотел получить доступ к соответствующему оборудованию и работать со специалистами по нейробиологии, чтобы проверить гипотезу о физическом взаимодействии разума с нейронами в мозгу. Такой опыт возможен при изучении живых нейронов в пробирке.
Версия на английском
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать