Несколько слов о трамвае

The Epoch Times02.07.2014 Обновлено: 14.10.2021 12:45

К трамваю в Старгороде уже привыкли и садились в него
безбоязненно. Кондуктора кричали свежими голосами: «Местов
нет», и всё шло так, будто трамвай заведён в городе ещё при
Владимире Красное Солнышко.

И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»

Каждый из нас хотя бы раз в жизни ездил на трамвае. Однако наверняка не все задумывались об удивительной истории этого вида транспорта. Ещё совсем недавно трамвай пережил своё второе рождение и благодаря своей экологичности стал воплощением настоящей машины будущего. Давайте же погрузимся в удивительную историю сего транспортного средства. Вспомним, с чего же всё начиналось…

С чем ассоциируется у многих из нас трамвай. На ум приходят оторванные желтоватые билетики (один из которых вполне может стать счастливым), кондуктора в специальной форме, неповторимая мелодия трамвая во время быстрого движения по рельсам, объявления об остановках через динамик. Трамвай — это некий раритет, весточка из далёкого прошлого, воспоминания детства. Это история и огромный пласт культуры.

Трамвай, безусловно, имеет целый ряд преимуществ. В частности, он не загрязняет окружающую среду и не может намертво встать в пробке. Однако, несмотря на вышеприведённые доводы, трамвай в России почему-то совершенно не пользуется популярностью.

Даже несмотря на тяжёлую экологическую обстановку в крупных городах, километровые пробки, платные парковочные места, горожане предпочитают личное авто или автобус. Это объясняется тем, что многие россияне видят трамвай как отживший вид транспорта. Они остерегаются ездить на нём из-за его медленной скорости и частого несоответствия расписанию.

Однако совсем по-иному обстоят дела в Европе. Например, в Берлине, Цюрихе и других крупных европейских городах трамвай весьма органично вписывается в систему общественного транспорта. Здесь можно увидеть громадные разветвлённые трамвайные сети с выделенными линиями, особыми трамвайными светофорами, пересадочными пунктами и т.д. Трамвай приходит на остановку строго по расписанию. А салон просторный и удобный.

Путешествие на трамвае по историческому городу доставляет массу самых ярких впечатлений. Во время поездки можно спокойно насладиться красотой старинных улиц и многих достопримечательностей.

Во многих знаменитых городах и на курортах существуют специальные экскурсионные трамваи. Это, как правило, старинные модели трамваев, которые, ко всему прочему, являются замечательными произведениями искусства.
Такой трамвай обычно проходит по историческим местам города, а его пассажир может прослушать во время поездки интересную лекцию. К подобным трамваям можно отнести «трамвай 302-БИС», который предлагает экскурсию по булгаковским местам в Москве, или знаменитый трамвай-одноколейку в городе Евпатория.

Первые трамваи

Первым прототипом трамвая стала так называемая конка. Она представляла собой закрытый или открытый экипаж, который тянула за собой по специальной железной дороге пара лошадей. Самые первые конки появились ещё в 1828 году в Америке.
Данное средство передвижения стало по-настоящему удобным лишь в 1852 году. Именно в это время французский изобретатель Альфонс Луба создал специальные рельсы, которые утапливались в полотно дороги. До сего момента рельсы выступали аж на 15 см над уровнем улицы, что весьма мешало уличному движению. Изобретение Луба, кстати говоря, используется и сегодня.

В те далёкие времена существовали и иные виды трамвая, например, паровозы трамвайного типа. В США были весьма популярны трамваи на канатной тяге.
В Париже существовала городская пневматическая сеть, вагоны трамвая приводились в движение с помощью пневматического двигателя. Сжатый воздух, необходимый для его работы, содержался в специальном баллоне. Одного баллона хватало на поездку по всем маршрутам.

В России же имели место быть бензомоторные трамваи.

Электрические трамваи

Первые электрические трамваи были самостоятельно созданы специалистами ряда стран. В России главные теоретические вопросы, связанные с электрическим транспортом, были разработаны известными учёными Б.С. Якоби, В.Н. Чикалёвым, Д.А. Лочиновым, П.Н. Яблочковым. Первым же изобретателем электрического трамвая стал Фёдор Пироцкий. Именно Пироцкому в 1880 году удалось успешно продемонстрировать первый в России вагон конки на электрической тяге.
[17:47:36] Vinogradova Tania: В Европе прототипом первого трамвая стала машина, которая была создана немецким инженером Эрнстом Вернером Фон Сименсом. В 1879 году машина была использована на Германской промышленной выставке, которая проходила в Берлине. Сей электрический локомотив позволял посетителям успешно передвигаться по всей территории выставки. Позже подобные локомотивы стали появляться в разных городах Европы.

В США трамваи были созданы независимо от Европы. Первые эксперименты с электрической тягой начал проводить изобретатель Лео Дафт в 1883 году. Он запланировал перевести трёхмильную линию на электротягу. Уже в 1885 году открылось движение первого электрического трамвая на американском континенте. Однако система оказалось не совсем удачной. Но в 1886 году её удалось успешно усовершенствовать.

Другим создателем трамвая в США являлся Шарль Ван Депуле. Он создал собственный электрический вагон и успешно продемонстрировал его в 1883 году на промышленной выставке в Чикаго.

Широкое распространение в Соединённых Штатах трамвай получил лишь после того, как инженер Фрэнк Спрейг создал специальный токосъёмник. Это была надёжная система по сравнению с ранее представленными. Таким образом, в 1888 году в Ричмонде появилась первая трамвайная сеть, созданная Спрейгом. После этого трамваи успешно «забегали» во многих городах Америки.

Упадок и возрождение трамвая

Начиная с XX века, трамвай начал стремительно распространяться в ряде городов мира. Он быстро превратился в один из основных видов уличного транспорта, полностью заменив собой отжившую конку.

Однако технический прогресс не стоял на месте. Вслед за трамваем развиваются автомобили, автобусы, маршрутные такси и троллейбусы. Стремительный рост популярности этих видов транспорта привёл к тому, что трамваи со временем стали исчезать с улиц городов.

Автомобиль в период своего расцвета считался главным символом прогресса. Многие магнаты стремились инвестировать именно в этот вид транспорта. Ведь он имел более широкие возможности и давал своему владельцу значительные преимущества. Не менее серьёзным конкурентом трамвая стал троллейбус.

В результате трамвайные пути перестали реконструироваться и их состояние резко ухудшилось. Престиж трамвая упал. В некоторых городах этот вид транспорта даже вовсе убрали с улиц.

Однако в конце 70-х прошлого века люди неожиданно поняли оборотную сторону всеобщей автомобилизации. Ведь экология в крупных городах всё более ухудшалась, возрастала проблема пробок, на улицах стоял невообразимый шум, а парковочных мест просто не хватало на всех водителей. Метрополитен и троллейбусы уже не могли решить навалившиеся проблемы.

Именно в эти годы трамвай получил второе рождение. Новые трамвайные системы стремительно открывались в Европе, в частности в Канаде, во Франции и ряде других стран. Постепенно многие пассажиры осознали несомненное преимущество трамвая. Стало ясно, что трамвай практически не нарушает экологическую среду и позволяет снизить интенсивность автомобильного движения. Это позволило выделять больше площадей для создания прекрасных скверов, площадей, пешеходных улиц.

В настоящее время трамваи ходят во многих городах Европы и Америки. Можно уверенно сказать, что последние 15 лет стали настоящим трамвайным бумом. Ко всему прочему, появляются новые усовершенствованные модели трамваев. Это и так называемый «трамвай на шинах» во Франции, напоминающий гибрид трамвая и троллейбуса, и удобный легкорельсовый транспорт, который характеризуется меньшими, чем у железнодорожной дороги и метро габаритами, и другие, не менее любопытные нововведения.

Катайтесь на трамвае!

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА