Все новости » Китай » «Ни одна страна не защищена». Как компартия Китая проникла в СМИ по всему миру

«Ни одна страна не защищена». Как компартия Китая проникла в СМИ по всему миру

Айлин Лай
«Ни одна страна не защищена». Как компартия Китая проникла в СМИ по всему миру

Житель Шанхая проезжает мимо китайской газеты с изображением президента США Джорджа Буша и заголовоком «Соединённые Штаты действуют безумно в Азии», Шанхай, 19 апреля 2001 года. LIU JIN/AFP/Getty Images

В новом отчёте «Национального фонда демократии» (NED) раскрывается информация о том, как Коммунистическая партия Китая (КПК) захватила контроль над СМИ всего мира. Автор предупреждает, что постоянно расширяющееся глобальное влияние КПК представляет серьёзную угрозу, поэтому страны должны сохранять бдительность.

Отчёт представлен под заголовком «След Китая в мировых СМИ: демократические меры на расширение авторитарного влияния». В документе подробно изложено, как коммунистический режим Китая «использует пропаганду, дезинформацию, цензуру и влияние на ключевые узлы информационного потока», чтобы СМИ изображали Пекин в позитивном свете.

Небо затянуто тучами над площадью Тяньаньмэнь в Пекине

Небо затянуто тучами над площадью Тяньаньмэнь в Пекине Feng Li/Getty Images

Между устоявшейся практикой дипломатических манёвров и принуждением есть серая зона, так называемая острая сила. Она подразумевает использование открытости западного общества, чтобы манипулировать контентом иностранных СМИ. И Пекин использовал её для своей выгоды.

«Их острая сила часто подрывает демократические нормы, разрушает национальный суверенитет, ослабляет финансовую устойчивость независимых СМИ и нарушает местные законы», — заявила Сара Кук, автор отчёта и старший исследователь правозащитной организации Freedom House.

«Ни одна страна не защищена: мишенями становятся как бедные государства со слабой институциональной базой, так и богатые демократические державы», — сказала она.

Пропаганда за границей

Компартия Китая начала говорить о необходимости «рассказывать истории Китая» примерно в сентябре 2013 года, когда на национальной конференции по пропаганде и идеологической работе председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что очень важно хорошо поработать над зарубежной пропагандой, распространяя «голоса Китая».

На фоне нынешней пандемии Пекин снова заговорил о том, что необходимо рассказать «историю Китая», а также об «успехах» в борьбе с эпидемией вируса КПК (COVID-19).

В статье, размещённой на официальном сайте КПК в июле прошлого года, говорилось, что в основе «истории Китая» лежит «история Коммунистической партии Китая».

За последние 10 лет Пекин значительно расширил методы, которые он использует, чтобы изменить мировое представление о КПК.

Дошло до того, что «сотни миллионов потребителей новостей по всему миру регулярно просматривают, читают или слушают информацию, созданную или находящуюся под влиянием КПК, часто не зная её источник», говорится в отчёте.

Пассажиры смотрят фильмы на мобильных телефонах и планшетах в китайском метро

Пассажиры смотрят фильмы на мобильных телефонах и планшетах в вагоне метро, 17 ноября 2014 года, Пекин. Fred Dufour/AFP/Getty Images

КПК пользуется слабостями Запада

В отчёте отмечается, что слабости западных стран помогли Пекину усилить своё влияние в мировых СМИ.

Из-за нехватки средств местным СМИ трудно отказаться от предложений о сотрудничестве или рекламных сделках со стороны китайских государственных компаний. Местным чиновникам, аналитическим центрам и гражданам не хватает глубокого понимания того, что представляет собой КПК.

Согласно отчёту, китайские чиновники запустили долгосрочные кампании, чтобы контролировать зарубежные китайскоязычные СМИ и подвергать цензуре негативные события.

Также сыграли на руку Пекину политический раскол, антизападные настроения в некоторых странах и растущая популярность китайских приложений, таких как WeChat, среди китайской диаспоры за границей.

В международном аэропорту Гонконга мужчина проходит мимо рекламы приложения WeChat, принадлежащей китайской компании Tencent, Гонконг, 21 августа 2017 года

В международном аэропорту Гонконга мужчина проходит мимо рекламы приложения WeChat, принадлежащей китайской компании Tencent, Гонконг, 21 августа 2017 года. RICHARD A. BROOKS/AFP via Getty Images

«За последние десять лет сотни инцидентов по всему миру показали, что как только КПК — компания, СМИ или собственник, имеющий тесные связи с партией — закрепляется среди каналов распространения информации, за этим неизбежно последуют попытки манипуляции», — говорится в сообщении.

Например, на фоне ухудшения эпидемии COVID-19 компартия Китая обрушилась с критикой на чиновников США за использование термина «уханьский вирус». Хотя эта формулировка ранее появлялась в статьях китайских государственных СМИ.

Житель Уханя в маске от COVID-19

Человек в маске идёт по улице в Ухане, провинция Хубэй, Китай, 22 января 2020 года. Getty Images

В отчёте также упоминаются тысячи поездок иностранных журналистов при финансовой поддержке Пекина — ещё один ключ к влиянию на освещение событий в западных СМИ. Во время поездок журналисты обычно находятся под строгим наблюдением, им разрешается распространять информацию только с той точки зрения, которая угодна КПК.

В то же время компартия Китая приобретает местные СМИ, что позволяет ей изменить редакционную политику в сообщениях о Тайване, Южной Африке и Чехии.

В прошлом году Международная федерация журналистов со штаб-квартирой в Брюсселе провела опрос среди своих сотрудников. Две трети отмечают, что в СМИ их стран «заметно присутствие» Китая.

Союзы журналистов по меньшей мере из восьми стран сказали, что они подписали договоры с китайскими организациями, которые обычно содержат соглашения об обмене контентом, программы обмена журналистами или участие в мероприятиях правительства Китая.

Глобальные соцсети, такие как «Фейсбук» и «Твиттер», которые по-прежнему запрещены в Китае, удалили ряд учётных записей, которые ведут к Китаю. Эти аккаунты проводили согласованную кампанию: продвигали пропекинские взгляды и сеяли разногласия.

Логотипы социальных сетей «Твиттера» и «Фейсбука» на экране компьютера, Лилль, 21 октября 2020 года

Логотипы социальных сетей «Твиттера» и «Фейсбука» на экране компьютера, Лилль, 21 октября 2020 года. Denis Charlet/AFP via Getty Images

Что же делать?

В своём отчёте Кук сказала, что, поскольку коммунистический режим Китая придерживается «метода авторитарного контроля с участием всего общества», необходим решительный ответ Запада.

Автор отчёта предложила усилить контроль за сообщениями в СМИ на китайском языке и перед выборами. Также можно проверять цензуру и безопасность китайских приложений.

Сара Кук советует провести расследование, чтобы выявить собственников СМИ и финансовые связи с КПК. Кроме того, исследователь считает, что наблюдатели за свободой прессы должны приложить больше усилий, чтобы предостеречь общественность и законодателей от влияния КПК.

Источник: The Epoch Times

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Комментарии:

  • Рекомендуем