Никколо Паганини: Музыка — костёр души

Автор: 10.04.2018 Обновлено: 30.12.2021 16:33

Музыкант играл на скрипке — я в глаза ему глядел.
Я не то чтоб любопытствовал — я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки — я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать…
Булат Окуджава

 

В музейных архивах европейских столиц хранятся полуистлевшие страницы газет первой половины XIX века. Можно убедиться, что несколько десятилетий имя итальянского скрипача-виртуоза Паганини встречается так же часто, как имя Наполеона.

Niccolo-Paganini

В 1808 году во Флоренции Паганини сильно опоздал на выступление. Не заставляя далее ждать зрителей начал играть сразу, не проверив строй скрипки. Он играл великолепно, вводя по собственному усмотрению импровизированные фиоритуры. После первой части произведения Паганини обнаружил, что «ля» на скрипке отличается от «ля» на рояле на целый тон. Прекрасно разбиравшийся в музыке Пиккьянти, по собственному признанию, был поражён: Паганини для верного исполнения «Сонаты» при таком произвольном настрое скрипки должен был мгновенно переделать всю аппликатуру, слушатели же ничего не заметили. Фото: publik domain/wikipedia

Музыкальные критики и репортёры на всех европейских языках оставили свои впечатления от концертов великого итальянца: «…Это дьявольское наваждение. Слушатели охвачены каким-то сумасшествием, иначе не может быть. Когда он играет, дыхание захватывает, и самое биение сердца отвлекает внимание человека. Собственное сердце раздражает и становится невыносимым. Собственная жизнь прекращается, когда начинаются эти звуки».

Европа читает в эти годы «Фауста» Гёте, и средневековая легенда о том, что с дьяволом можно заключить контракт, у многих поклонников Паганини вызывает прямые ассоциации с маэстро.

Люди не могут объяснить, как простой смертный может так владеть скрипкой: она поёт, рыдает, кричит, хохочет, говорит мужскими и женскими голосами.

735px-Haitzmann_pakt

Договор с дьяволом художника Кристоф Haitzmann, Австрийская Национальная библиотека. Фото: publik domain/wikipedia

Завораживала не только музыка, но и внешность музыканта. Гёте и Бальзак так описывают Паганини в своих воспоминаниях: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и, самое главное, тонкие сверхгибкие пальцы, какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей.

Nicolo_Paganini

Единственное фото маэстро. Public domain/wilipedia

Особенно, конечно, поражали руки. Те, кто не верил в союз музыканта с дьяволом, высказывали предположение, что Паганини в молодости перенёс какую-то необыкновенную хирургическую операцию на кистях обеих рук.

Надо сказать, что музыкальное наследие Никколо Паганини, в частности 24 каприса, никто из музыкантов мира до сих пор не может воспроизвести в полном объёме.

Маэстро жил и творил в эпоху романтизма, когда особенно ценилась неповторимость человека-творца и тайна творчества.

Паганини умер в 1840 году в Ницце. После его смерти мир не успокоился и продолжает искать «секрет Паганини»: легенды о его жизни, творчестве и смерти продолжают будоражить умы людей. Но кое-что всё-таки прояснилось.

Tomba_Paganini,_Parma

Слева — Скрипка Паганини. Имя ей Канноне (что буквально переводится как Большая Пушка, такое имя дали скрипке за необыкновенно мощный и взрывной звук). Многих своих инструментов он лишился при жизни, у каждого инструмента своя судьба. Эту, мастера Гварнери 1743 года, Паганини дал для выступления один предприниматель и поражённый мастерством Паганини, подарил ему инструмент. Маэстро завещал скрипку городу Генуе, и сейчас она считается национальным достоянием. Справа — Кладбище, Парма: могила Паганини. Место паломничества многочисленных туристов. Фото: publik domain/wikipedia

В 1896 году французским педиатром А. Марфаном были описаны признаки генетической болезни, которая определяется наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов.

Болезнь эта с тех пор называется «Синдром Марфана». Причины её недостаточно изучены.

Впервые на связь мастерства Паганини с синдромом Марфана указал американский врач Майрон Шенфельд в статье, опубликованной в «Журнале Американской медицинской ассоциации».

Он указал, что описание внешности Паганини — бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, «паучьи» пальцы — абсолютно точно совпадает с описанием облика людей с синдромом Марфана.

Подтверждение этому современный медик нашёл в сохранившихся дневниках личного врача Паганини. Врач описал своего знаменитого пациента как человека астенического телосложения, страдающего сколиозом и аномальной подвижностью суставов, а также имеющего проблемы со зрением, то есть почти весь набор синдрома Марфана.

Значит ли это, что посмертный медицинский диагноз поможет человечеству разгадать «секрет Паганини»?

Думается, вряд ли. Открытие медиков объясняет только некоторые технические приёмы уникальной исполнительской манеры великого виртуоза.

И в то же время, может быть, всё просто? Сам Паганини при всей своей загадочности, которую он постоянно культивировал, считая тайну лучшим имиджем артиста, часто повторял: «Надо самому сильно чувствовать, чтобы чувствовали другие».

Есть его нотные записи, есть даже его скрипка, и на ней можно раз в году сыграть победителю конкурса Паганини. Дело за малым — нужно сильно чувствовать и страстно любить музыку больше всего на свете.

NEW YORK, UNITED STATES: The "Il Cannone" violin owned by Italian composer Niccolo Paganini is displayed at a press conference, 03 November, 2003, in New York. American jazz violinist Regina Carter will play the violin, made by Italian Giuseppe Guarneri in 1743, at a concert, 03 November, at Lincoln Center in New York. Carter became the first jazz musician -- and the first African American -- to play the instrument when, as a gesture of solidarity after the September 11, 2001 terrorist attacks, she was invited to perform in Genoa, Italy. AFP PHOTO/Stan HONDA (Photo credit should read STAN HONDA/AFP/Getty Images)

Скрипка Паганини «Канноне» (Большая Пушка) во время своего путешествия в 2003 году в Америку для концерта американской джазовая скрипачки Регины Картер. Фото: STAN HONDA/AFP/Getty Images

В эпиграфе стоят строки из стихотворения «Музыкант» нашего современника Булата Окуджавы. Кажется, стоит продолжить:

… я надеялся понять,

Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,

Из какой-то там фантазии, которой он служил?

Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и зажечь…

А чего с ней церемониться? Чего её беречь?

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,

По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остёр,

Музыкант, соорудивший из души моей костёр.

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА