Обзор 2019: Китай в условиях торговой войны, волнений в Гонконге и внутренних проблем

The Epoch Times05.02.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:56

С 1949 года, когда коммунистическая партия Китая (КПК) пришла к власти в самой густонаселённой страной мира, режим не сталкивался с такими проблемами, как в конце 2019 года.

Артур Уолдрон, известный исследователь истории Китая из Университета Пенсильвании, считает, что режим сейчас находится в «процессе распада».

Центр не может удержать власть

31 октября конклав партийной элиты, IV пленум ЦК КПК, закончился на ноте внешнего спокойствия. В официальном итоговом заключении подчёркивалась руководящая роль партии во всех общественных сферах и содержался призыв к поддержке «центральной власти партии и централизованного и единого руководства» китайского лидера Си Цзиньпина.

Однако за закрытыми дверями инсайдеры режима говорят о том, что Си оказался в политическом кризисе, который только усилился в последние месяцы. Даже после многих лет централизации власти и проведения антикоррупционной кампании по избавлению партии от соперников, неформальное сопротивление руководству Си остаётся сильным. Инсайдеры сообщают, что директивам лидера часто даже не дают покинуть ворота Чжуннаньхай, штаб-квартиры партии.

В декабре 2018 года Си встретился с президентом США Дональдом Трампом в кулуарах саммита G-20 в Аргентине, где два лидера договорились о перемирии в продолжающейся торговой войне. По словам представителей США, в первые месяцы 2019 года они добились существенного прогресса в торговых переговорах с Китаем, достигнув соглашения по 90% пунктов. Но в мае Пекин неожиданно отказался от проекта соглашения, вызвав дополнительные пошлины от администрации Трампа.

Наблюдатели из Китая предполагают, что влияние сторонников жёсткой линии в компартии стало причиной срыва торговых переговоров.

13 декабря официальные лица США и Китая объявили, что они наконец достигли торгового соглашения «первой фазы». Но, по словам торгового представителя США Роберта Лайтхизера, успех сделки будет зависеть от того, кто победит — реформаторы или сторонники жёсткой линии в Пекине.

Парадоксы власти и прибыли

В китайской экономике, ощущающей последствия торговой войны между США и Китаем, в 2019 году наблюдалось неуклонное ухудшение ситуации. Национальное бюро статистики Китая недавно опубликовало данные, показывающие, что рост ВВП упал ниже 6% этой осенью — худший показатель за последние 30 лет. Но, по мнению китайских экономистов, таких как профессор университета Жэньмина Сян Сунцзуо, реальные темпы роста, вероятно, ещё ниже, если не отрицательные.

Пекин пытается из последних сил воплотить свои мечты о здоровом частном секторе в совокупности с политическим весом государственных предприятий Коммунистической партии. Частные компании и их прибыль используют, чтобы прокормить слабые государственные фирмы. Несколько крупных государственных предприятий объявили о банкротстве, а уровень безработицы в Китае, который считается государственной тайной, оценивается в двузначных числах.

Финансовая система Китая держится на плаву благодаря проблемным долгам и экспорту избыточных производственных мощностей в страны, участвующие в инициативе «Один пояс, один путь».

На международном фронте меркантилистская торговая модель партии была разрушена из-за ускорения оттока капитала и производства. Под руководством администрации Трампа Соединённые Штаты активизировали усилия по оценке и противодействию угрозе, исходящей от Пекина.

Масштабные нарушения прав человека со стороны компартии неразрывно связаны с экономическим спадом в Китае. В июне трибунал по Китаю под председательством сэра Джеффри Найса подтвердил, что узников совести, главным образом последователей духовной практики Фалуньгун, массово убивали для извлечения их органов в китайских больницах. «Нет никаких доказательств того, что эти преступные действия прекратились», — говорится в вердикте трибунала.

30 октября госсекретарь США Майк Помпео провёл чёткое различие между Китаем и Коммунистической партией, назвав последнюю «марксистско-ленинской партией, ориентированной на борьбу и международное господство». Он также недавно заявил, что китайцы стремятся жить в свободном обществе и отвергают правление партии.

Между тем, такие инциденты, как реакция китайского режима на прогонконгский твит генерального менеджера популярной команды НБА, привели к широкому осознанию угрозы свободе слова и другим свободам со стороны компартии за пределами Китая.

«Революция нашего времени»

Спустя тридцать лет после того, как партия жестоко подавила выступающих за демократию студентов на площади Тяньаньмэнь в Пекине, она столкнулась с подобными социальными волнениями в Гонконге, а также с ростом беспорядков по всему Китаю.

Гонконгцы, опасаясь всё более настойчивых попыток компартии уменьшить автономию города, с июня выходят на улицы, призывая к всеобщему избирательному праву, и с другими требованиями.

Несмотря на попытки режима запугать и разогнать протестующих, движение начинает распространяться на материковый Китай. В ноябре, когда жители города Маомин в провинци Гуандун столкнулись с полицией из-за нежелательного строительного проекта, они выкрикивали лозунг гонконгцев: «Революция нашего времени».

Протесты в Маомине — лишь вершина айсберга в растущем водовороте социальных волнений, угрожающих падению коммунистического режима. Помимо коррупции и злоупотребления властью, общественный гнев также вызван последствиями стихийными бедствий. В частности, ростом цен на свинину после того, как африканская свиная чума уничтожила стада свиней в Китае.

Лозунги, озвученные гонконгскими демонстрантами, также нанесли удар по самой сути китайского режима. В дополнение к знаменитым «пяти требованиям, не меньше», растущее число гонконгцев теперь поднимают плакаты «Небеса уничтожат компартию».

Источник: Epoch Times

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА