
Очевидцы рассказывают о трагедии на площади Тяньаньмэнь 31 год спустя
Это была ночь хаоса на площади Тяньаньмэнь в Пекине, 31 год назад. Первый бронированный грузовик появился на площади около 11 часов вечера 3 июня 1989 года. Около 1:30 ночи раздались первые выстрелы.
Звуки выстрелов продолжались всю ночь, пока танки катились вперёд, сокрушая людей и предметы, стоявшие на их пути. Пули летели над головами, люди падали. Раненых и убитых подбирали и на велосипедах, автобусах и машинах скорой помощи увозили с площади.
Три десятилетия спустя кровопролитие, ставшее известным, как «Бойня на площади Тяньаньмэнь», осталось в памяти выживших, многие из которых бежали из коммунистического Китая. Они хотят рассказать всем о том, что произошло в тот роковой день.
«Это самое малое, что я могу сделать для своей Родины», — сказал в интервью Дэниел Ло, ныне бизнесмен из Нью-Йорка.
Ведь до сих пор эти события остаются запретной темой в Китае. Коммунистический режим не раскрывает ни количество убитых в ходе подавления восстания, ни их имена.

Голодовка студентов Пекинского университета. Несколько сотен студентов начинают бессрочную голодовку в рамках массового продемократического движения против китайского правительства на площади Тяньаньмэнь 14 мая 1989 года.
Catherine Henriette/AFP via Getty Images
Роковая ночь
Лили Чжан работала старшей медсестрой в пекинской больнице, расположенной примерно в 15 минутах ходьбы от городской площади. Утром 4 июня, узнав о резне, она бросилась в госпиталь. Женщина пришла в ужас, когда обнаружила там обстановку, «как в зоне боевых действий».
Раненые студенты заполняли все больничные койки, иногда на одной кровати размещали двоих ― не хватало мест. Кровью были залиты полы вестибюля, коридоры и лестницы.
Были мобилизованы машины скорой помощи из всех 30 городских больниц, но они не успевали доставлять раненых. 18 человек умерли по дороге в больницу, где работала Чжан.
Солдаты использовали экспансивные пули, которые расширялись внутри тела и наносили дополнительный урон, отметила Чжан. Многие получили тяжёлые раны и так сильно истекали кровью, что их было «невозможно спасти».
У ворот больницы тяжелораненый репортёр государственной газеты China Sports Daily сказал двум санитарам, которые несли его, что он «не представлял себе, что китайская коммунистическая партия действительно откроет огонь».
«»Расстреливать безоружных студентов и простых людей — что это за правящая партия?» — это были его последние слова», — вспоминала Чжан.
Дэниел Ло, который в то время работал журналистом национального новостного журнала Beijing Review, стоял на соседней улице, наблюдая за тем, что он назвал «роковой ночью», и чувствовал, что он свидетель событий, которые войдут в историю.
«Это трагедия», — сказал он, добавив, что это было «началом морального упадка Китая».
«Китайское правительство, возглавляемое коммунистами, повернулось спиной к собственному народу, — сказал Ло. — Те, кто пожертвовал собой, были наказаны, а не вознаграждены. Что, таким образом, страна говорит своему народу?».
Прежде чем покинуть площадь, Чжоу произнёс короткую речь, в которой поклялся, что демократические протесты когда-нибудь вернутся в страну.
«Когда режим прибегает к насилию в отношении людей, то теряет моральное превосходство», — рассказал он в интервью изданию The Epoch Times.
Чжан, которой в то время было 28 лет и которую местные власти считали «образцовым работником», думала, что она всегда будет «горячо любить народ и партию». Но в тот день она плакала вместе с коллегами, говоря, что бойня на площади «охладила её сердце».
«Я никогда не думала, что наше правительство такое», — сказала она.

Участники держат свечи на фоне статуи богини демократии в гонконгском парке Виктория 4 июня 2017 года во время акции при свечах в ознаменование 28-й годовщины бойни на Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году. Anthony Wallace/AFP via Getty Images
Последствия
Недоверие только усилилось после того, как китайские официальные лица объявили протестующих бунтовщиками и заявили, что «никто не был убит во время зачистки площади Тяньаньмэнь».
Вскоре после этого произошла правительственная облава. Многих из студентов-активистов, участвовавших в этом движении и оставшихся в живых, заключили в тюрьму.
В больнице Чжан объявили о срочном собрании. Потребовали ото всех «занять определённую позицию», то есть подтвердить, что никаких смертей не было. Но все сотрудники отказались на нём присутствовать.
«Мы все думали: кто сможет произнести такие слова против своей совести?» — сказала она.
Двух известных ведущих новостных передач государственной телекомпании CCTV понизили в должности и уволили из-за того, что во время передачи о событиях 4 июня они были одеты в чёрное.
Главный редактор журнала Beijing Review также ушёл в отставку, чтобы защитить своих сотрудников, которые ранее устраивали мирные акции протеста в поддержку студентов. Ло стал «главной мишенью», и было проведено расследование его роли в этом движении.
Ло уехал в Соединённые Штаты, не видя никакой надежды на будущее при коммунистическом режиме.
Источник: The Epoch Times
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times