Все новости » Культура и искусство » Искусство » Оды отцам в живописи Бартоломе Эстебана Мурильо

Оды отцам в живописи Бартоломе Эстебана Мурильо

логотип Epoch times
Оды отцам в живописи Бартоломе Эстебана Мурильо

«Святое семейство с собакой», 1650, Бартоломе Эстебан Мурильо. (Всеобщее достояние)

Любители искусства сразу узнают мадонн испанского художника Бартоломе Эстебана Мурильо. Его прекрасная Дева Мария парит над облаками, нежно обнимая сына. Многочисленные образы Девы Марии на картинах художника украшают музеи по всему миру, и каждый из них неповторим. Но Мурильо также увековечил в своих картинах и образ отцовства.

Иллюстрируя отцовскую добродетель, художник использует библейские примеры. Его величайшим источником вдохновения стал святой Иосиф, муж Марии и приёмный отец Иисуса Христа. Более сдержанный по цветовой гамме и жестам, чем сияющая Мадонна, святой Иосиф у Мурильо наделён духовными ценностями, присущими великим отцам.

Св. Иосифу потребовалось много времени, чтобы найти своё место в истории искусства. Так как о нём нет упоминаний в Библии, его образ отсутствует в ранних христианских фресках и резьбе. Позже св. Иосиф появляется в образе встревоженного старика, присевшего в углу вертепа.

В начале эпохи Возрождения появился образ Иосифа в иконографии в качестве образцового мужа. После протестантской реформации Св. Иосиф, наконец, занял центральное место как оплот Святого Семейства, защитник и любящий отец.

оды отцам в картинах Бартоломе Эстебана Мурильо

«Иосиф с младенцем Христом», 1665–1666, Бартоломе Эстебан Мурильо. Музей изящных искусств Севильи, Испания. (Всеобщее достояние)

Испания много сделала для создания образа Иосифа как величайшего отца мира, вдохновляясь чувством особой связи с этой безмолвной, но непоколебимой личностью.

Мурильо всегда был готов принять новые иконографические вызовы. Он как раз и воспользовался изменяющимися духовными тенденциями, чтобы поменять прежнее представление об изображении Иосифа. Таким образом, из-под его кисти вышли самые вдохновенные образы отцовства в искусстве.

Святой Иосиф, изображённый Мурильо, — добрый отец

Мурильо наделил святого Иосифа разными отцовскими качествами в каждой из своих картин. Это и бдительность, преданность, игривость, верность и прощение. На поразительном алтаре в Севилье художник изобразил огромного Иосифа. Он возвышается над зрителем, стоя возле маленького светящегося Иисуса.

оды отцам в картинах Бартоломе Эстебана Мурильо

«Иосиф с младенцем Христом», 1670–1675, Бартоломе Эстебан Мурильо. Музей изящных искусств Севильи, Испания. (Всеобщее достояние)

Типично для стиля Мурильо расположение нескольких классических архитектурных фрагментов с одной стороны. Остальное пространство не загромождено, чтобы сосредоточиться исключительно на двух фигурах. Маленький Иисус стоит на развалинах древнего алтаря, уютно устроившись рядом с Иосифом и держа его за руку.

Сиреневый цвет его мантии и мягкая кожа подчёркивают его человеческую уязвимость. Иосиф прикрывает ребёнка своим телом, вглядываясь вдаль, по-видимому, готовый увести сына при первых признаках опасности. В Библии рассказывается о мгновенной реакции Иосифа, спасшего младенца Иисуса от кровавой ярости царя Ирода.

Мурильо отверг традицию изображать Иосифа старым, дряхлым человеком, художник написал его с тёмными распущенными волосами и молодыми чертами, поразительно похожим на взрослого Иисуса. Затем Мурильо превращает Иосифа из мужественного защитника в любящего отца для частной коллекции патрона, заказавшего более интимную версию для домашнего использования.

Небольшая работа 1670 года для частной коллекции приоткрывает личные отношения Иосифа с его божественным подопечным. Будучи отцом 11 детей, Мурильо владел искусством рисования пухлых младенцев. На картине Иосиф обнимает маленького Иисуса. Иосиф пристально рассматривает мальчика, опустив глаза и слегка приоткрыв рот; он, кажется, наслаждается физическим присутствием Иисуса, любуясь его золотыми кудрями, согреваясь от прикосновения к нему.

В то же время Иосиф, кажется, благоговеет перед ним, зная, что этот очаровательный младенец — Мессия. Иисус вкладывает цветущую ветвь в руку Иосифа, намекая на его божественную избранность. Ведь он муж Марии и хранитель Христа. Тонкие мазки создают впечатление спонтанного движения, будто Иосифа сфотографировали, застигнув врасплох именно в тот момент, когда раскрылась глубина и сила его отцовской любви.

Мурильо, потерявший к 10 годам отца и мать, практически придумал для себя образ Святого Семейства. В то время как некоторые из его картин изображают родителей за работой и ребёнка в игре, «Святое семейство с собакой» 1650 года запечатлевает момент весёлой передышки от трудов дня.

оды отцам в картинах Бартоломе Эстебана Мурильо

«Святое семейство с собакой», 1650, Бартоломе Эстебан Мурильо. (Всеобщее достояние)

В мастерской Иосиф на время оставляет свои столярные работы, чтобы поиграть с сыном. Иисус, чьё единственное свидетельство его возвышенного статуса — сине-золотая полоса вокруг талии и усиленный свет на лице, дразнит собачку, держа в руке птичку. Улыбка играет на губах Иосифа, когда он указывает на терпеливого питомца, наслаждающегося тихим домашним моментом.

Мария также смотрит на происходящее, перестав прясть. Она смотрит на птичку в руке Иисуса, которая символизирует его будущее страстное желание (спасение людей, прим. переводчика), её разум, кажется, отвлекается на более мрачные мысли.

Мурильо всё же добавляет несколько морщин на лбу и вокруг глаз святого Иосифа, подчёркивая его уходящую молодость. Жизнь Иосифа была нелегка, он постоянно работал, чтобы содержать семью. Художник хотел рассказать о великом благородстве отца, который всего себя отдал заботе о семье.

Другие отцы

Художественный поиск отцовства Мурильо не ограничивался Святым Иосифом. После испанской чумы 1649 года Мурильо написал шесть больших полотен, рассказывающих историю блудного сына. В этой притче молодой человек, который потребовал наследство при жизни отца, чтобы промотать его, обрёк себя на нищету, стыд и голод. Но он всё же возвращается домой с покаянием.

Главный герой полотна — отец, который без злобы и обвинений приветствует блудного сына. Из шести сцен отец изображён в трёх: на одной он даёт деньги неблагодарному мальчику, на другой обречённо смотрит, как уходит сын, а на третьей радостно приветствует своего обездоленного ребёнка. На последнем полотне сын, закутанный в лохмотья, падает на колени перед стариком. В то время как другие члены семьи, одетые в яркие одежды, остаются в тени дверного проёма, старик в своей мантии цвета земли устремляется к мальчику.

Латинское слово «земля» — «гумус» — корень слова «смирение», одной из самых ценных добродетелей нашего века. Праведный отец, пользовавшийся уважением и преданностью всех, кроме сына, отбрасывает гордость и прощает его.

оды отцам в картинах Бартоломе Эстебана Мурильо

«Возвращение блудного сына», 1660-е годы, Бартоломе Эстебан Мурильо. Масло, холст; 41 1/8 дюйма на 53 дюйма. Представлено сэром Альфредом и леди Бейт, 1987 год. Коллекция Бейт. (Национальная галерея Ирландии)

Картины Мурильо, созданные 400 лет назад, кажутся специально написанными для наших дней. Они являются символами благодарности отцам, которые верой и правдой поддерживают, служат, защищают и любят свои семьи, какими бы трудными ни были обстоятельства.

Элизабет Лев — историк искусства, преподаёт и читает лекции в Риме.

Источник: The Epoch Tmes 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Комментарии:

  • Рекомендуем