Через несколько месяцев после того как несколько высокопоставленных чиновников коммунистической партии Китая назвали Си Цзиньпина «верховным лидером» или «ядром партии», некоторые крупные средства массовой информации вновь подняли эту тему. /epochtimes.ru/
По мнению экспертов, это говорит о том, что Си хочет получить дополнительную степень признания, чтобы централизовать власть.
Вопрос о том, является ли Си Цзиньпин верховным лидером и «ядром» партии, становится решающим. Все предыдущие лидеры партии, за исключением непосредственного предшественника Си Ху Цзиньтао, обладали этим высочайшим титулом, то есть они обладали полной властью. А это означает, что меньше времени тратилось на бесконечные поиски компромисса и консенсуса, как при коллективном руководстве.
Принцип коллективного руководства, которому был вынужден следовать Ху Цзиньтао, маскировал влияние бывшего лидера компартии Цзян Цзэминя. Если Си Цзиньпин хочет избавиться от влияния Цзяна и его союзников, трое из которых до сих пор окружают его в Постоянном комитете Политбюро, он сам должен быть признан верховным лидером.
В передовице Guangming Daily теоретик коммунистической партии Фань Дэчжи 9 октября утверждал, что на самом деле Си Цзиньпин уже является «ядром» ЦК. «Что касается социализма с китайской спецификой, коммунистическая партия Китая является его ядром; в отношении коммунистической партии ядром является ЦК, и в ЦК ядром является генеральный секретарь», — говорится в статье Фаня, которая была широко переиздана в других крупных средствах массовой информации, в том числе «Жэньминь жибао» и «Синьхуа».
Фань, занимающий руководящие должности в научно-исследовательском центре истории партии при Центральном комитете Коммунистической партии, предостерёг от дезинтеграции в руководстве. «Без централизованного руководства, когда каждая ветвь партии действует достаточно автономно и как ей угодно, партия не имеет никакого выбора, кроме как погрузиться в дезинтеграцию, — пишет Фань. — Она не может стать прочной и единой организацией и действовать единым фронтом для достижения результатов в различных видах борьбы».
Ядро или консенсус?
Хотя позиция генерального секретаря высшая в партии, и генсек является также главой китайского государства, его статус не предоставляет диктаторских полномочий по умолчанию. После прихода к власти Си избавлялся от влияния других высокопоставленных членов партии и ЦК, опираясь на партийные «рабочие группы» — комиссии, которые легче контролировались сверху.
Идея «ядра» приобрела широкую известность в китайской политике в 1980 и 1990 годах, когда уходящий лидер Дэн Сяопин передал титул верховного лидера своему преемнику Цзян Цзэминю. Но Ху Цзиньтао, который заменил Цзяна на посту генерального секретаря в 2002 году, не удостоился этой привилегии.
Цзян и его союзники продолжали оказывать влияние через неформальные и коррумпированные сети в партии, армии, системе безопасности и промышленности даже после его выхода на пенсию.
По словам Чжэн Юньнаня, директора Национального Института Восточной Азии в Сингапуре, период правления Ху можно было бы охарактеризовать как феодальный, потому что другие семь членов Постоянного комитета Политбюро имели право действовать независимо от Ху и премьера Вэнь Цзябао.
В эссе, написанном в мае этого года для гонконгского телевидения Phoenix, Чжэн указал на так называемый феномен Чжоу Юнкана, когда высшие должностные лица, такие как глава системы внутренней безопасности и член Постоянного комитета Чжоу Юнкан, глава Главного управления Лин Цзихуа и заместители председателя Генштаба Сюй Цайхоу и Го Босюн, являлись «олигархами партии».
«Цзян Цзэминь преобразовал концепцию ядра в систему разделения полномочий в Постоянном комитете Политбюро, — говорит политический обозреватель Ли Тяньсяо. — Утверждая себя как ядро, Си пытается отменить эту систему».
Ли сказал, что разделение полномочий членов Постоянного комитета было тактикой, используемой Цзян Цзэминем, чтобы «ограничить» Ху Цзиньтао» и подорвать его авторитет в качестве генерального секретаря.
[eet_my_box3]
После того как Си Цзиньпин пришёл к власти, Чжоу, Бо, Лин и Го были устранены наряду со многими региональными и несколькими должностными лицами на национальном уровне партии в ходе кампании по борьбе с коррупцией. В то же время пропагандировалась необходимость углублённых реформ и активизации идеологии партии через неортодоксальные акценты на социализме, а также традиционной китайской культуре.
Смотреть вперёд
Различные события в последние месяцы, такие как скандал вокруг подкупа голосов законодателей в провинции Ляонин, или нападки в средствах массовой информации на главу национального законодательного органа, свидетельствуют об усилении кампании Си, направленной против союзников Цзяна в руководстве партии.
С января этого года партийные секретари провинциального уровня и выше выражали свою поддержку Си в качестве верховного лидера.
В июне Ли Чжаньшу, протеже Си, начальник системы национальной безопасности и член Политбюро, призвал признать Си в качестве верховного лидера.
Чжан Лифань, историк и политический обозреватель в Пекине, сообщил Bloomberg в феврале, что усилия по присвоению Си этого титула мотивированы «передачей власти»: «В китайской политике считается, что то, что вы ищете, может показать то, чего вам не хватает».
Фактический объём политической власти Си является неопределённым. И это отсутствие уверенности перед предстоящим VI пленумом Национального конгресса коммунистической партии, на котором будет выбрано следующее поколение чиновников, может подталкивать Си к провозглашению себя верховным лидером.
Версия на английском
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram