Павловск исторический

The Epoch Times04.11.2014 Обновлено: 14.10.2021 12:46

Государственный музей-заповедник «Павловск» (ГМЗ) подвёл некоторые итоги своей многообразной деятельности за 2014 год. В музей после десятилетий отсутствия вернулась картина XVIII века «Молодая девушка перед зеркалом». Восстановлена «блестящая архитектурная затея» первых владельцев сельца Павловское (по имени будущего императора Павла I) — Пиль-башня. Обширная выставка, посвящённая участию жителей Павловска в Первой мировой войне, повествует о её воинах — последних владельцах резиденции, детях великого князя Константина Константиновича.

Пиль-башня после реставрации

Павловск — одна из императорских резиденций, составляющих роскошное южное ожерелье Санкт-Петербурга, заметно отличается от пышных, утяжелённых золотом барочных дворцов и парков Петергофа и Царского Села. Это скромное (600 га!) имение соответствует cтилю жизни конца XVIII века и отражает личные вкусы Павла и его супруги Марии Фёдоровны, которые, совершив путешествие по Европе, наполнились романтическими идеями и стремились к «простой» крестьянской жизни.

Пиль-башня. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Свидетельство тому — обустройство огромного парка, раскинувшегося вдоль речки Славянка. Играя в paysans (крестьян), владельцы превратили некоторые части парка в мельницы, фермы, где сами ухаживали за животными, и в уголки для тихого отдыха. Так, в глубине парка-леса на месте бывшей лесопилки (откуда название) была построена Пиль-башня для отдыха будущей императрицы, матери десятерых детей.

По словам директора ГМЗ Веры Дементьевой, башня — это «некая прихоть», где любила уединяться после утренней прогулки императрица Мария Фёдоровна. Свои размышления она бисерным почерком передавала мелко нарезанным листочкам, ожидавшим её на втором этаже башни в круглом салоне.
Башня, построенная любимым архитектором Павла Винченцо Бренна — произведение века романтизма. Её крыша была покрыта соломой, а стены художник Пьетро Гонзаго, талантливый декоратор, мастер изображения перспективы, превратил в некое подобие живописных руин. В эту эпоху романтизма руины символизировали неумолимый бег времени.

Вера Дементьева рассказывает о программе «Возвращение». Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Пиль-башня в годы войны стала местом пребывания Голубой испанской дивизии, части немецкой армии, оккупировавшей Павловск. Дворец и парк после освобождения оказались настоящими руинами. Пиль-башня неоднократно обновлялась, но время, сырость климата и людская небрежность (вандализм — беда парков всего мира) заставили провести очередную реставрацию.

Директор музея сказала: «Восстановление башни чрезвычайно важно, ведь 48 лет прошло с момента советской реставрации». Работы заняли десять месяцев. Воссоздан исторический фасад с росписью Гонзаго, интерьеры и крыша, правда, покрытая нынче камышом, как более прочным материалом. Спустя много десятилетий Пиль-башня с весны будет принимать посетителей.

Библиотека дворца. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Время собирать камни

Вера Дементьева также рассказала о программе ГМЗ «Возвращение». Этот проект предусматривает возвращение в Павловск утраченных в разные страшные годы предметов музея. Известно, что после революции Россия рассталась с большим количеством уникальных произведений искусства, проданных за рубеж. Директор рассматривает эти действия с двух сторон: «Сейчас мы считаем распродажу произведений искусства из музеев советским правительством преступлением. Но в жизни всё сложнее. На эти деньги был построен сталинградский тракторный завод, во время войны на нём делали танки».

Шагом программы «Возвращение» стало обретение музеем собственной картины XVIII века «Молодая девушка перед зеркалом» художницы Анны-Доротеи Тербуш-Лисиевской. Картина была приобретена в 1768 году в Париже для Эрмитажа. Затем по распоряжению Павла I она попала в Павловск, где находилась до 1928 года, когда была продана в Берлине на аукционе. Также на аукционе, но уже современном, она была куплена с помощью ВТБ.

Полотно «Молодая девушка перед зеркалом» с первоначальным названием «Молодая девушка, рассматривающая в зеркало свои увеличивающиеся прелести» заняло своё историческое место во Фрейлинской комнате Павловского дворца.

Картина «Молодая девушка перед зеркалом» вновь на историческом месте. Фото: Татьяна Петрова/Великая Эпоха (The Epoch Times)

Художница Анна-Доротея Тербуш-Лисиевская — ярчайшая представительница своего бурного времени. Родив семерых детей, она в возрасте 44-х лет уезжает из Германии в Париж, чтобы отдаться своему призванию — живописи. Судьба знакомит талантливую художницу с Вольтером, Фридрихом Великим, она покоряет Дидро. Её необычной жизни посвящены спектакли и кинофильмы. Последний фильм — французский с Фанни Ардан и Венсаном Пересом в главных ролях, его название «Распутник».

Павловск и Первая мировая война

Первая мировая война, чьё столетие отмечалось в этом году, в отличие от Второй, казалось бы, не затронула Павловск. Однако главная выставка 2014 года, занявшая всю обширную Библиотеку дворца, рассказывает о судьбах его последних владельцев — Константиновичах. Это род великого князя, поэта, известного скромной подписью своих произведений — К.Р. «Императорский дом Романовых всегда был тесно связан с русским воинством», — подчёркивают исторические документы выставки.

Учёный секретарь ГМЗ Людмила Коваль рассказала, что все пятеро сыновей К.Р., воспитанные отцом истинными патриотами России, были участниками боёв Первой мировой, и все награждены знаками отличия. Они несли службу наравне с однополчанами. Один из них, Олег Константинович, погиб на фронте. После расстрела большевиками царской семьи трое Константиновичей, участников войны — Иоанн, Константин и Игорь, были сброшены живыми в шахту вблизи Алапаевска в Пермской губернии.

На выставке представлены документы и предметы, рассказывающие о помощи фронту жителей Павловска. Здесь было обустроено 12 лазаретов для раненых, в которых служили местные жительницы. Собирались пожертвования, велась благотворительная деятельность.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА