«Петергоф» заповедный и новый

Автор: 11.06.2014 Обновлено: 19.04.2023 18:15

Роскошная императорская летняя резиденция, сегодня Музей-заповедник «Петергоф» — всемирно признанный памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его культурное пространство расширяется новыми музеями, экспонатами и выставками, посещение которых обычно включено в туры выходного дня в Санкт-Петербург. В начале нынешнего сезона открыт 30-й музей заповедника — «Фельдегерский домик», получена в дар акварель — подлинная вещь семьи Романовых.

Из века XVIII в век XXI

Елена Кальницкая, директор музея, называет XVIII век Петергофа эпохой Петра I, основателя морской резиденции. Век XIX она связывает с именем Николая I, бережно хранившего наследие и создавшего рядом, в парке Александрия свою семейную резиденцию, так как он особенно бережно относился к традиционным ценностям. В XX веке, переполненном сменой режимов и событий, «Петергоф» превратился в музей, был разрушен в войну, а в XXI веке продолжает восстанавливаться.

В мае нынешнего года традиционное праздничное открытие «Петергофа» впервые было украшено музыкой и дефиле военных оркестров. Это ещё одна дань благодарности Петру-преобразователю и невиданным усилиям мастеров и рабочих, сотворившим это чудо искусства на берегу Финского залива. 31 мая музей отпраздновал 300-летие любимого «голландского домика» Петра I — дворца Монплезир, который по счастливой судьбе не был разрушен в годы войны.

Изображение Монплезира, Большого дворца, что высится на берегу древнего моря и чьи крылья увенчаны золотыми куполами, светлые струи фонтанов, каскадом спускающиеся в чашу Самсона, — открыточные виды, которые узнаёт даже иностранный путешественник.

Однако Музей-заповедник постоянно расширяется, возрождая то, что было утрачено и годами войны, и небережливостью человека.

В самом начале июня открылся музей «Фельдъегерский домик». Небольшой домик в духе русской архитектуры появился рядом с Фермерским дворцом в середине XIX века по велению Александра II. Срочные и секретные документы должны были незамедлительно поступать царю, поэтому военные курьеры круглосуточно дежурили рядом с дворцом.

Музей «Петергоф» постоянно организует разнообразные тематические выставки в своих многочисленных дворцах и в провинциальных городах по всей стране. Предметов искусства и истории в запасниках музея достаточно, чтобы даже постоянные посетители и знатоки могли делать для себя интересные открытия.

Так, в июне в Большом дворце открывается выставка «Спорт и семья Романовых», уже побывавшая в Сочи на Олимпиаде, а также в Тамбове и Твери. Её экспонаты, начиная с эпохи Петра, — это рассказ о традициях «воспитания телесного благолепия» для членов царской семьи и о развитии «спорта, который в немалой степени предопределяет будущее нации», как говорится в описании выставки.

Выставка «Петергоф. Первая мировая война» с апреля до декабря будет показана в Архангельске, Пскове и Петрозаводске. Выставка года, посвящённая Лермонтову, который провёл в Петергофе два года, будучи воспитанником Школы кавалерийских юнкеров, «М. Ю. Лермонтов: Петергоф. Поэт. Эпоха» после Липецка, переедет в Тамбов и Пензу.

Акварель — дар меценатов

Событием начала лета стала торжественная церемония передачи музею акварели «Сад в Палермо» из альбома великой княжны Ольги, дочери Николая I.

Акварель была написана Ольгой в первую годовщину её бракосочетания с принцем Карлом Вюртембергским. Работа великой княжны приобретена в этом году ББР Банком у частного коллекционера в Вене, как дар «Петергофу».

Александр Горцевский, управляющий СПб филиалом ББР Банка, сказал, передавая акварель музею: «Наша инициатива приурочена к 20-летнему юбилею Банка, и в ней выражено не только стремление быть социально ответственной компанией, но и искреннее желание разделить наш праздник с музеем и его гостями».

Принимая подарок, Елена Кальницкая отметила: «Меценатство в России пока что не поощряется с законодательной точки зрения, как это принято во многих западных странах. Именно поэтому нам особенно приятно, что есть компании, которые… дарят музею такие ценные по культурной значимости подарки».

Акварель «Сад в Палермо» станет важным экспонатом ещё одного музея Петергофа — Ольгина павильона. Он был подарком Николая I к свадьбе дочери. Поэтому директор «Петергофа» уверена: «Эта акварель вернулась в то пространство, где ей самое место».

Церемонию передачи акварели завершили музыканты общества «Штутгартские трубачи» — потомки трубачей, возвестивших, по старинной традиции, о свадьбе принца Вюртембергского с великой княгиней Ольгой в 1846 году.

Елена Кальницкая рассказала, что в Штутгарте до сих пор хранят память о великой княгине, которая запомнилась, как искренняя благотворительница. Этому она обязана «полученному в Петергофе воспитанию в ауре добра и любви». Тема семейного воспитания в семье Николая I вдохновила Кальницкую на написание книги «Воспитание Петергофом», которая вскоре выйдет в свет.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА