Меню
  • Поиск
  • ×Закрыть
    Велика Эпоха мультиязычный проект, эксперт по Китаю
    Все новости » Китай » Политика Китая » Почему коммерческие и государственные СМИ Китая дают разную информацию об африканских странах

    Почему коммерческие и государственные СМИ Китая дают разную информацию об африканских странах


    После того как китайское правительство начало проводить экономические реформы в начале 1980 годов, китайские СМИ испытали широкую децентрализацию и коммерциализацию, поэтому порой противоречат друг другу. /epochtimes.ru/

    Хотя все средства массовой информации в Китае находятся под контролем государства во главе с коммунистической партией, рыночная экономика привела к беспрецедентному распространению средств массовой информации. Это в некоторой степени подорвало систему партийных СМИ. В то время как некоторые издания, такие как «Жэньминь жибао», до сих пор работают исключительно как государственные рупоры, коммерческие СМИ руководствуются коммерческими соображениями, а не только политическими обязанностями.

    Многие китайские журналисты теперь понимают и выполняют свою работу по-другому. Они принимают западную идею профессиональной журналистики и считают, что обязаны служить общественности в дополнение к служению партии или экономической элите.

    Проведённый мной сравнительный анализ того, как государственная «Жэньминь жибао» (People’s Daily) и более коммерциализированная Southern Weekly освещают африканские страны, показал, что эти газеты дают очень разные представления об африканском континенте.


    Обширное и в значительной степени позитивное освещение в «Жэньминь жибао» предполагает, что руководство Китая хотело бы создать позитивный имидж Африки и африканских стран для читателей в Китае. Southern Weekly тем временем представляет собой более узкий и негативный образ континента.

    Эти различия определяют то, каким образом африканские страны и люди представлены китайской аудитории. Эти представления формируют общественное мнение в отношении континента.

    Две разные концепции

    «Жэньминь жибао» является национальным, государственным средством массовой информации, распространяется по всей стране и непосредственным образом выражает мнения руководства Китая. Большинство его абонентов — правительственные организации, число подписчиков составляет более трёх миллионов, по данным веб-сайта газеты.

    Southern Weekly базируется в высоко коммерциализированной провинции Гуандун, расположенной рядом с Гонконгом. Газета была создана в 1984 году и известна своими нелицеприятными журналистскими расследованиями. Её читательская аудитория составляет 1,7 млн и увеличивается ежегодно на 15%.

    В отличие от «Жэньминь жибао», которую в основном читают должностные лица и государственные служащие, Southern Weekly в основном продаётся в розницу, имея 19 бюро распределения по всей стране и бренд стоимостью 8,389 млрд юаней, по данным её веб-сайта.

    Частота, с которой эти две газеты публикуют статьи об Африке, значительно различается. В 2014 году, к примеру, «Жэньминь жибао» сообщила об Африке и китайско-африканских отношениях 634 раза. Southern Weekly опубликовала только пять статей в течение года.

    Существуют также различия с точки зрения содержания и направленности публикаций.

    Между 2003 и 2014 гг. «Жэньминь жибао» постоянно сообщала о китайско-африканской политике и дипломатии (62%), с акцентом на встречах лидеров. В Southern Weekly, однако эта тема заняла только 34% от общего охвата темы Африки.

    Охват «Жэньминь жибао» по Африке был более всеобъемлющим и сбалансированным, что помогало создать положительное впечатление у читателей.

    Southern Weekly давала своим читателям увлекательную, но сенсационную информацию, которая, вероятнее всего, оставляла негативное впечатление.

    Сообщения о вспышке Эболы демонстрирует это хорошо. После вспышки эпидемии в 2014 году обе газеты увеличили количество статей на эту тему: Southern Weekly — до 40% от общего охвата Африки, однако «Жэньминь жибао» — только 14%.

    Колебания в охвате «Жэньминь жибао» показывают, что её публикации тесно связаны с динамикой китайско-африканского сотрудничества.

    Например, пик в освещении африканской темы наблюдался в 2006 году, а затем в 2010 и 2011 годах, что совпало с основными внешнеполитическими инициативами. В 2006 году китайское правительство выпустило первый документ по китайско-африканским отношениям. Второй пик последовал во время проведения четвёртого Форума по китайско-африканскому сотрудничеству в конце 2009 г. (на уровне министров). Эта встреча привела к соглашению о плане действий по дальнейшему укреплению китайско-африканского сотрудничества в области культуры в 20102012 гг.

    В отличие от этого, не было большой разницы в освещении африканской темы в Southern Weekly в этот период. Диапазон статей по Африке также был значительно уже, с акцентом на войны и конфликты. 2011 год стал уникальным по частоте публикаций в связи с началом гражданской войны в Ливии.

    Это показывает, что коммерческая газета более склонна освещать крупные новостные события, чем следовать приоритетам правительства в публикации позитивных новостей.

    Общественное восприятие

    Китайское правительство делало огромные инвестиции для развития китайско-африканских отношений, в том числе в создание положительного имиджа Африки, но коммерческие газеты имеют свои собственные планы и приоритеты, которые часто вступают в противоречие с правительственными.

    Эти противоречивые представления помогают сформировать общественное мнение об Африке и указывают на то, что китайское правительство может столкнуться с несогласием общественности с его деятельностью в Африке. Даже для неизбранного руководства легитимность по-прежнему является серьёзной проблемой.

    Благодаря появлению ограниченного и во многом негативного освещения африканской темы китайские граждане могут не согласиться с действиями правительства по оказанию помощи Африке и по культурному обмену. В этом случае может ухудшиться отношение к африканским мигрантам в Китае, число которых увеличивается.

    Автор статьи: Сяолин Чжан, заместитель директора факультета социальных наук в Университете Ноттингема

    Источник: The Conversation

    Мнение редакции «Великой эпохи» может не совпадать с мнением автора статьи




    семинал по фалуньгун
    История коммунизма


    Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать epochtimes в Яндекс Дзен

    ПОДПИСАТЬСЯ
    Top