Почему реализм? Часть 3: как реализм стал ругательным словом

Автор: 11.01.2021 Обновлено: 19.08.2023 23:09

Когда речь заходит об изобразительном искусстве, модернисты любят говорить: «Зачем тратить своё время на создания работ в стиле реализм? Всё это уже было сделано в прошлом». Это всё равно, что сказать: «Зачем тратить своё время, чтобы написать что-то? Всё уже было написано в прошлом. Больше уже нечего сказать».

Реализм неоднократно критиковался за то, что он является не более чем иллюстрацией, как будто в слове «иллюстрация» содержится какой-то негативный смысл. Но может ли кто-нибудь сказать, что «Сикстинская капелла» Микеланджело — это всего лишь иллюстрация? В некотором смысле, она действительно иллюстрирует Библию. В действительности иллюстрация — это синоним слова повествование.

Будем ли мы отрицать письменный язык из-за того, что при помощи него возможно повествование? Конечно, нет. Но мы признаём, что существуют хорошо написанные произведения и плохо написанные произведения. То же самое с живописью: существуют плохие картины, посредственные картины, хорошие и великолепные произведения искусства и редкие шедевры.

Мы можем иметь разные мнения, но большинство людей могут интуитивно ощущать ценность творений Вернеера, Рембрандта, Караваджо, Альма-Тадемы или Вильяма Бугро. Точно так же люди с «непромытыми мозгами» могут понять правду о картинах, на которых изображены разрозненные шарики: создание чего-то подобного не требует мастерства, и эти работы лишены визуального языка.

Модернизм отрицает реализм, потому что он отрицает смысл. Как много модернистских работ озаглавлены «Без названия»? «Без названия 1», «Без названия 33», они носят титул «Без названия» как почётный орден. Они словно говорят: «Смотрите, я вообще не пытался придать этому хаосу на холсте какой-то смысл!».

Сюжет стал ругательным словом в мире искусства. Картины с сюжетом были принижены до «иллюстрации», а «иллюстрация» стала относиться к категории «коммерческого искусства».

Если вы пойдёте учиться в отделение изобразительного искусства любого колледжа или университета в Америке, и скажете «ответственным лицам», возглавляющим заведение, что вы хотите рисовать сюжетные картины или аллегорические картины, либо сцены из повседневной жизни, любую картину, которая будет что-то символизировать или выражать, произойдёт следующее.

Посмотрев презрительно на тебя и раздумывая, как тактичнее выразить свою мысль, чтобы не обидеть вас, они скажут: «В таком случае вам нужно поступать на отделение графического искусства, найти школу коммерческой живописи, либо ремесленное училище; вас по-настоящему не интересует изобразительное искусство».

Они говорят, что не заинтересованы в сюжетности. Она не является целью изобразительного искусства. Повествование не является «важным».

Что же является приемлемым для философии модернистов и пост-модернистов? Что для них важно? Они ответят: «форма сама по себе», «цвет, как таковой», … «линии, как таковые». Это и есть искусство. Оно не должно что-либо выражать или взаимодействовать со зрителем. С их точки зрения, они позволяют нам взглянуть на вещи с другой стороны. Но мы видим, что присутствует в таких картинах, и чего там нет.
По их мнению, эти абстрактные или минималистские диковинные формы намного ценнее, чем изображение сцен из реального мира, либо из наших фантазий, мифов, легенд; намного глубже по содержанию, чем образы из наших надежд, снов и самых ярких моментов в жизни.

Пустой холст, пустое помещение или куча булыжников для них важнее и являются более интересной темой для творчества, чем моменты жизни, описывающие суть человека.

Цветные квадраты ценнее, чем изображение людей в цвете; слои текстурной бумаги символизируют многослойность жизни. Брызги краски более захватывающие, чем иллюстрация ребёнка, учащегося играть в баскетбол. Куча мусора утончённее, чем картина, показывающая переход от подросткового возраста к взрослому. Мерцание бликов света в пустой комнате удостаивается похвалы журналистов, в то время как изображение мимолётности жизни и времени считается не более чем проявление сентиментальности.

Подобные невежественные представления авторитетов искусства, которые держат наши музеи и колледжи в тисках, заточили наши души и нашу молодёжь в системе, которая игнорирует таланты и надсмехается над мастерством.

Фредерик Росс — председатель и основатель Центра возрождения искусства (www.artrenewal.org).

 

Версия на английском

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА