Почему реализм? Часть первая: возвращение к классике
Сегодня появились организации, которые верят в ценность и важность реализма как классического, так и современного. Но почему реализм? Почему люди снова начали ценить это направление искусства после почти века принижения, подавления и практически полного уничтожения, когда на протяжении последних ста лет чуть ли не в каждой школе или университете учащимся говорили, что реализм лишён оригинальности, что реалисты всего лишь копируют природу, что реализм — это так банально!
Большинство людей могут описать сюжет реалистичной картины или скульптуры. Они понятны. Некоторые придерживаются мнения, что только создание форм и идей, которых нет в природе, это по-настоящему оригинальный и творческий подход. Но почему же тогда я защищаю реализм?
Мой ответ очень простой и самоочевидный — изобразительное искусство, включающее живопись и скульптуру, можно рассматривать как визуальный язык.
Процесс его развития очень похож на процесс развития языка и письменности. И как в случае с языком, оно выполняет свою роль, если способствует взаимодействию между людьми. Можно сказать, что изобразительное искусство — это способ общения между людьми.
Для полноценного общения нужно использовать язык, который понятен слушателям. Если нашей главной целью является общение, то используемый нами язык должен иметь лексический запас и грамматику, которая знакома как рассказчику, так и слушателю.
Вспомните, в самых древних формах письменности использовались схематичные изображения реальных объектов. В этом смысле письменность и искусство имеют общие истоки.
Без общего языка общение и понимание невозможно, то же самое относится к изобразительному искусству. Оно, как устный и письменный язык, позволяет отразить мир, в котором мы живём, и наши чувства.
Искусство — это язык. Оно схоже с сотнями языков, позволяющих выразить бесчисленные человеческие мысли, идеи, убеждения, но самое главное — наши чувства, мечты, желания, фантазии и бесконечное количество легенд человечества.
Реалистичные изображения, которые мы видим в течение жизни, играют роль словарного запаса изобразительного искусства. В роли грамматики выступают законы живописи и мастерство, позволяющее создавать изображения.
Существует некоторые «грамматические» правила, которые удерживают вместе реальные объекты или «словарный запас» визуального языка искусства. Это контуры, моделировка, светотень, перспектива, ракурс, композиция, сочетание тёплых и холодных оттенков, формы и линии.
Любая вещь, которая не является реальной, например, наши сны и фантазии, а также выдуманные фантастические истории, выражается посредством реальных образов.
В своих фантазиях и снах мы видим реальные образы, которые совсем не похожи на современное искусство. Абстрактная живопись не может выразить наше подсознание. Наши фантазии и сны могут это сделать, живопись тоже способна этого достичь, но только при использовании реалистичных изображений.
Таким образом, изобразительное искусство является визуальным языком, при помощи которого можно выразить бесконечное множество мыслей. В этом смысле живопись схожа с литературой или поэзией.
Но в отличие от множества национальных языков, язык традиционной реалистической живописи понятен всем людям, вне зависимости от того, на каком языке они пишут или говорят. Именно это делает реалистическую живопись такой уникальной.
Поэтому реализм является универсальным языком, позволяющим общаться всем людям в любую эпоху — в прошлом, настоящем и будущем.
Фредерик Росс — председатель и основатель Центра возрождения искусства (www.artrenewal.org).
Версия на английском
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать