Почему реализм? Часть вторая: отсутствующий язык модернизма
Модернистское и абстрактное искусство не является языком, это противоположность языку по своей сути. А отсутствие языка означает отсутствие общения. Оно лишено, пожалуй, самой главной характеристики человечества, того, что делает нас людьми — способность общаться, используя детали и смысл.
В случае с изобразительным искусством, модернизм отверг единственный универсальный язык — реализм и его технику, знания, которые развивались и передавались от мастеров ученикам на протяжении столетий.
В действительности, абстрактное искусство даже не абстрактно. В современном искусстве слово «абстракция» используется в неправильном смысле. На самом деле, абстракция — это создание символов, которые имеют дополнительное значение.
Лишь люди способны создавать абстрактные вещи, но они совсем непохожи на картины Джексона Поллока или Вилема де Кунинга. Позвольте мне объяснить это на следующем примере: слово «бумага» означает предмет, который я держу в своих руках. А написанное слово б-у-м-а-г-а — это абстрактное отображение произнесённого слова «бумага».
Если я сделаю картину, на которой изображён человек, что-то читающий с листа бумаги, то это будет означать, что я использовал язык традиционного реализма и создал абстракцию, которую человек из англоязычной страны выразит словом paper, француз — словом papier, латыш — papirs, венгр — papir».
Как только мы приходим к пониманию, что изобразительное искусство, которое представляет собой визуальный язык и творческий процесс, и есть самая настоящая абстракция, тогда становится ясно, что отказ от сюжетного или изобразительного компонента — настоящий абсурд.
Однако преподаватели модернистского искусства учат, что реализм — это не более, чем повествование, и они отвергают его. Это всё равно, что отвергать литературное произведение, если оно имеет сюжет, описывает чувства, идею, выражает мысли и вообще содержит слова, имеющие какой-то смысл.
Современное искусство учит нас тому, что это ложь — создавать трёхмерное изображение в художественных работах, ведь картина на самом деле плоская. Это открытие приписывается Сезанну, который приблизил нас к истине, разрушив пейзаж. Матисс разрушил наши дома и семьи, а Поллок и де Кунинг положил их в блендер и намазал или разбрызгал по холсту получившуюся какофонию из разрозненных форм и цветов.
Таким образом, они открыли невероятную истину — холст плоский. У нас есть новости для них — любой трёхлетний ребёнок, которого привели в музей знает, что холст плоский.
Модернисты решили, что лучше не просто заявить об этом, но и наглядно продемонстрировать этот очевидный факт. Но это не гениальнее, чем сказать, что небо голубое, огонь горячий, вода влажная. В этой абсурдности можно дойти до того, что заявить, что всё выраженное при помощи письменных языков — лживое, потому что на самом деле на бумаге просто присутствуют различные прямые или изогнутые формы и волнистые линии.
Это больше соответствует действительности, чем придание смысла этим линиям, поэтому можно заявить, что составление слов из линий — это тоже ложь. Тогда, используя подход модернистов, можно сказать, что самая «правдивая» книга — это книга, состоящая из страниц, покрытых бессмысленными формами и закорючками.
Покупали ли бы люди книги и сборники стихов, если бы них на каждой странице присутствовали только бессмысленные формы?
Что же тогда такое изобразительное искусство, художественная литература, поэзия или театр? В каждом из вида искусств человек использует имеющиеся в природе материалы и средства (глина, краски, движения, звуки), он объединяет их, используя творческий подход, либо придаёт им форму, которая обладает смыслом и даёт возможность для взаимодействия со зрителем.
Фредерик Росс — председатель и основатель Центра возрождения искусства (www.artrenewal.org).
Версия на английском
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать