Почему россияне не знают, что такое функциональные продукты?

The Epoch Times19.11.2020 Обновлено: 14.10.2021 12:55

Мировая индустрия питания за последние десять лет изменилась на 180 градусов. Те продукты, которые ещё недавно были нарасхват, сегодня медленно портятся на магазинных полках.

Если вначале популярностью пользовались калорийные снеки, шоколадные батончики, газировка, жирные продукты животного происхождения, то сегодня в мире появился тренд здорового питания, потребность в котором обгоняет темпы пищевого производства.

Рынок экономически развитых стран переходит на низкокалорийные йогурты, натуральные красители, продукты на основе растительного жира. Ключевое направление – функциональные продукты, т.е. еда, обогащённая целым комплексом полезных веществ, которые невозможно получить в рамках традиционного рациона.

Голод – уже не главное

Сегодня еда не просто утоляет голод: это реальный способ продлить жизнь и улучшить её качество. В середине 20 века интенсивно стала развиваться пищевая промышленность: мир стал есть всё больше обработанных продуктов, которые поступают в супермаркеты уже готовыми. Всё, что нужно, просто разогреть на сковородке. У нас эта тенденция проявилась в 90-х с перестройкой. Может быть, именно потому мы и отстаём от запада в переходе на здоровое питание – просто ещё не «наелись». По большей части такая еда состоит из жиров и углеводов, в ней почти нет макро- и микроэлементов. Это экономит время, но в самом начале никто не задумывался, насколько полезной она будет для организма.

В 80-х Всемирная организация здравоохранения провела исследование факторов, которые больше всего влияют на здоровье. На основе этих данных аналогичное исследование подготовила иМежведомственная комиссия Совета безопасности РФ по охране здоровья населения. Цифры распределились так: генетические факторы определяют состояние здоровья на 15-20%, состояние окружающей среды – на 20-25%, медицинское обеспечение – на 10-15%. Самую большую роль играют условия и образ жизни людей – эксперты отдали им  50-55%. Ключевой момент среди них – питание.

В условиях плохой экологии нехватка микро- и макролементов (магния, калия, кальция, селена и т.д.) стала очевидной: именно они защищают клетки от воспалений, а значит, служат защитой от рака, мощно противостоят изнашиванию сосудов, поддерживая всю биологическую систему организма. Мы едим пищу, бедную необходимыми для обмена веществ компонентами, но содержащую избыток калорий. Поэтому несбалансированное питание привело ещё и к росту ожирения по всему миру.

Осознание проблемы полностью поменяло мотивацию к покупке продуктов у потребителей в экономически развитых странах: они стали выбирать более здоровые и полезные. Если раньше продукты были нужны просто для того, чтобы выжить, то теперь средняя продолжительность жизни европейцев приблизилась вплотную к 80 годам. Теперь главная задача – сделать качество жизни лучше и сохранить здоровье на всём её протяжении. Именно еда является строительным материалом для новых клеток, поэтому от того, из каких ингредиентов она состоит, напрямую зависит состояние здоровья. Привычные продукты – не важно, купленные в супермаркете или приготовленные самостоятельно – содержат большое количество компонентов, которые могутспровоцировать самые разные заболевания. Холестерин, насыщенные жиры и соль – потенциальная угроза сердцу; в копчёностях есть нитрозамины и полициклические углеводороды – эти вещества могут вызвать рак; диабет провоцируется обилием глюкозы, о содержании которой в продуктах питания мы можем даже не догадываться.

Люди стали ждать от питания больше, чем просто возможности насытиться и прожить сегодняшний день – именно поэтому и появились функциональные продукты. Это обычная еда, но обогащённая ценными нутриентами, в том числе, витаминами, полезными бактериями и антиоксидантами,полиненасыщенными жирными кислотами. Продукты, которые не только дают организму энергию, но ещё и имеют профилактический эффект – защищают его от угрозы развития болезней.

По данным «EuromonitorInternational», в 2013 году мировые потребители выбирали продукты, ориентируясь на целый ряд полезных свойств, которые они могут дать. Самой популярной категорией стала «общее самочувствие», также покупатели отдавали предпочтение продуктам, с помощью которых можно держать под контролем свой вес, обеспечить здоровье пищеварительной системы, полости рта, костей и суставов. Ещё одна категория, которая пользуется популярностью в мире, но больше всего в США – пищевая непереносимость. 29% американцев говорят о том, что избегают глютена, содержащегося в злаковых, это породило целую нишу производителей, которые специализируются на выпуске таких продуктов.

Функциональные продукты, здоровое питание, ожирение

Функциональные продукты: у нас кто-нибудь слышал?

Мы провели опрос на выходе одного из сетевых магазинов, чтобы выяснить, насколько для россиян характерна тенденция перехода на здоровое питание. Поэтому среднестатистическому россиянину задавали вопрос: что такое функциональные продукты. Из двухсот опрошенных в курсе были только четверо.

В Кемеровской области в 2009 году проводилось научное исследование «Разработка функциональных продуктов питания на основе методологии пищевой комбинаторики», которое показало: россияне считают полезными для здоровья только те продукты, о пользе которых они точно знают. Чаще всего, узнают они об этом из рекламы или любых СМИ. Неудивительно, что среди всего обилия функциональных продуктов опрошенные назвали только продукты с пребиотиками.

Из всех существующих пищевых ингредиентов в мире наиболее развит именно этот рынок: только за 2012 год его мировой объём составил 84 трлн. рублей. По прогнозам аналитиков отдела исследований рынков «РосБизнесКонсалтинг», к 2018 г. он увеличится в 2 раза: это, в первую очередь, БАДы и детское питание.

Получается, что для среднестатистического россиянина понятие «функциональные» продукты замыкается на пребиотиках. На самом деле эта категория гораздо шире, она включает в себя сразу множество сегментов рынка:хлебобулочные и колбасные изделия с пищевыми волокнами, витаминизированные напитки, спреды и сыры на основе растительного жира, безлактозное молоко и безглютеновые продукты.

Мировой рынок: где искать функциональные продукты.

Концепция функциональных продуктов появилась в Японии в 80-х – госвласти пришли к выводу, что самой эффективной мерой сокращения колоссальных расходов на здравоохранение станет усиление профилактики болезней, а не их лечение.

Обогащённые продукты выделили в отдельную категорию – «FoodsforSpecifiedHealthUse» (FOSHU), это принципиально новые специализированные продукты, которые разрабатывались специально для того, чтобы снизить риск различных заболеваний. Чтобы попасть в категорию «функциональных», продукты проходят медицинский анализ, они получают «звание» только в случае, если доказано их реальное положительное влияние на организм.

Однако самый крупный рынок функциональных продуктов всё-таки в США – американцы восприимчивы к инновациям. Его общая доля на мировом рынке по разным оценкам составляет почти 50%. Однако здесь к ним иной подход: это не специально разработанные продукты, а совершенно обычные, но обогащённые необходимыми компонентами. Статус «функциональных» продуктам присуждает FDA – Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Для этого также, как и в Японии, нужны научные заключения.

В Евросоюзе работают международные пищевые компании, которые производят целую массу самых разных функциональных продуктов: это и принципиально новые продукты и привычные, с полезными добавками.

Причём большей популярностью они пользуются именно в Северной Европе. Рацион жителей Средиземноморья, основанный на растительных жирах, маслах, злаковых и морепродуктах, считается наиболее оптимальным для организма по содержанию питательных веществ, поэтому не требует дополнения.

В странах, которые активно стали потреблять функциональные продукты, конечно, есть различия, однако всех их объединяет одна черта – этот рынок развивается по инициативе государства и при его поддержке.

График к статье-2

Проекты, которые «зависли»

У нас в России тоже есть концепция по оздоровлению питания, более того, есть реальные задачи на разработку и внедрение функциональных продуктов.

В 1998 году был принята «Концепция государственной политики в области здорового питания населения России на период до 2005 года». Согласно ей, на наших столах с каждым годом должно было появляться всё больше и больше продуктов, обогащённых биологически ценными компонентами.

В 2010 году утвердили «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года». В документе говорится о том, что необходимо увеличить долю производства продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и минеральными веществами, включая массовые сорта хлебобулочных изделий, а также молочные продукты – до 40-50 % от общего объема производства. Также нужно увеличить долю производства молочных и мясных продуктов со сниженным содержанием жира до 20-30 % от общего объема производства.

В 2013 году вышло постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации – тогда этот пост занимал Г. Онищенко – «О мерах по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов, развитию производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения». В этом документе отмечались неудовлетворительные темпы развития рынка функциональных и обогащенных продуктов и постанавливалось ускорить темпы их внедрения на государственном уровне.

Согласно всем этим программам на нашем ТВ в прайм-тайм должна идти социальная реклама о пользе здоровых продуктов питания, пропаганда должна вестись даже в произведениях искусства.

Помимо этой программы у властей периодически возникали и другие предложения, но большая часть из них канула в лету. Неизвестна судьба проекта, который предлагала Национальная Академия Наук Белоруссии. Она разработала программу Союзного государства по внедрению функциональных продуктов. Белорусская сторона подготовила свою часть, получила поддержку из всех министерств. А вот российские документы так и «зависли» в Минфине.

В реальности поддержки и пропаганды здоровых продуктов нет, проекты так и остаются на бумаге – никто из нас не видит реального стимулирования бизнеса. Отечественные функциональные продукты не рекламируют, а производство тех, что существуют, ещё не вышло на федеральный масштаб: их продают только в отдельных регионах, чаще всего там, где есть научно-исследовательские институты-разработчики продуктов. Единственным «функциональным продуктом» по-прежнему считаются продукты с пребиотиками. Спреды, обогащённые полиненасыщенными жирными кислотами, непопулярны, а об обогащённом цельнозерновом хлебе и вовсе никто не знает.

Почему наш рынок неполноценный?

 Что именно реально выполняется в нашей стране относительно функциональных продуктов, понять очень сложно.

Выводы можно делать только по функциональным молочным продуктам. По итогам 2012 года доля функциональных продуктов питания на молочном рынке РФ составляет всего 0,41% (чуть более 8 млн. долларов), в то время как на мировом молочном рынке – целых 11% (более 50 млрд. долларов) с ежегодным ростом в среднем на 15-20%.

Большую часть сегмента функциональных продуктов на отечественном рынке занимают йогурты – 31%, молочные напитки – 25% и кефир – 21%. Незначительную долю составляют каши и вязкие йогурты.

 

Информация предоставлена Общественной организацией «ПРАВДА О ЕДЕ».

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА