Иллюстрация ритуального человеческого жертвоприношения в традиционной гавайской культуре, задокументированная французским исследователем и художником Жаком Араго в 1819 году (Жак Араго, «Promenade Autour Du Monde», 1822). | Epoch Times Россия
Иллюстрация ритуального человеческого жертвоприношения в традиционной гавайской культуре, задокументированная французским исследователем и художником Жаком Араго в 1819 году (Жак Араго, «Promenade Autour Du Monde», 1822).

Почему в древних культурах делались человеческие жертвоприношения?

The Epoch Times06.12.2020 Обновлено: 14.10.2021 12:55

Человеческие жертвоприношения существовали в древних культурах всего мира. В Китае и Египте в гробницах правителей находили тела сотен людей, которые должны были сопровождать императора или фараона в загробной жизни. /epochtimes.ru/

Останки ритуально убитых людей вместе с медными котлами и деревянными идолами находили в торфяных болотах Европы и на Британских островах. Европейские путешественники и миссионеры сообщали о человеческих жертвоприношениях в австронезийских культурах. Некоторые из них сами становились жертвами.

В Центральной Америке древние майя и ацтеки на алтаре храмов извлекали ещё бьющиеся сердца жертв. Во многих религиозных текстах, включая Коран, Библию, Тору и Веды, упоминаются человеческие жертвоприношения.

Почему такая ужасающая вещь была распространена в древнем обществе? Возможно ли, что жертвоприношения имели социальную функцию и приносили пользу отдельным членам общества?

Социальный контроль?

Согласно гипотезе, элита общества использовала человеческие жертвы, чтобы внушать страх низшим классам, карать за неповиновение и демонстрировать власть. Таким образом, жертвоприношения помогали поддерживать классовую систему общества.

Я и мои коллеги решили проверить, соответствует ли правде теория социального контроля среди культур Тихоокеанского региона. Мы собрали данные о 93 австронезийских культурах и с помощью методов эволюционной биологии изучили, как человеческие жертвоприношения влияли на эволюцию социальной системы в доисторическую эпоху.

Предки австронезийских народов были талантливыми мореходами. Их родина ― Тайвань. Оттуда они мигрировали в разных направлениях, достигнув Мадагаскара, острова Пасхи и Новой Зеландии.

Среди этих народов ― апайо на Филиппинах, которые жили маленькими семейными общинами, основанными на равенстве, и гавайцы, имевшие развитую государственную систему с королевскими династиями, рабами и населением в сотни тысяч человек.

Человеческие жертвоприношения встречаются в 43% изученных культур. Причины жертвоприношений: смерть вождей, строительство домов и каноэ, подготовка к войне, эпидемии и нарушения социальных табу.

Жертвоприношения осуществлялись разными способами: удушение, забивание дубинкой, сожжение на костре, закапывание заживо, утопление, жертв раздавливали под новыми каноэ или сталкивали с крыши, а затем обезглавливали.

Среди австронезийских народов принесение людей в жертву было распространено в культурах с ярко выраженной классовой системой, но редко встречалось в эгалитарных общинных культурах. Это интересная закономерность, но она не даёт однозначного ответа на вопрос, что возникло раньше: человеческие жертвоприношения позволили построить классовое общество или классовая система сделала возможным принесение людей в жертву.

Капитан Джеймс Кук стал свидетелем человеческого жертвоприношения на Таити примерно в 1773 г. («Путешествия Кука», 1815 г.). Иллюстрация: Public Domain»

Благо для элиты

Используя доступные данные о 93 австронезийских культурах, мы смогли реконструировать их доисторический период и проследить, как развивалась традиция человеческих жертвоприношений и социальная структура общества.

Человеческие жертвоприношения применялись ещё до появления жёсткой классовой системы и помогали формировать её. Кроме того, жертвоприношения не позволяли обществу вновь стать равноправным. Это поддерживает теорию социального контроля.

В Полинезии в жертву обычно приносили людей низкого социального статуса, а жертвоприношения осуществляли представители элиты ― вожди или жрецы. Между религией и политической системой существовала тесная связь. Во многих случаях жрецы и вожди верили, что являются потомками богов.

Религия в таком обществе использовалась высшими классами. Людей, оскорбивших религию, могли принести в жертву. Хотя нарушение табу требовало человеческой жертвы, некоторые системы отличались гибкостью и не всегда использовали это наказание.

Например, на Гавайях человек, нарушивший табу, мог стать до конца жизни рабом. Человеческие жертвоприношения были эффективным средством социального контроля, потому что они давали наказанию сверхъестественное объяснение. Пугающие сцены жертвоприношений служили сдерживающим средством для народа и демонстрировали власть элиты.

Тесная связь между религией и светским обществом в древних культурах свидетельствует о том, что имевшие власть использовали религию как инструмент. Жертвоприношения людей для социального контроля ― пугающая иллюстрация того, как далеко это может зайти.

Автор: Джозеф Уоттс

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА