Все новости » Культура и искусство » Искусство » Символика китайского фарфора

Символика китайского фарфора



Европейцы научились изготавливать настоящий фарфор в XVII веке, подражая китайцам. Попытки сымитировать китайский фарфор, смешивая стекло и керамику, предпринимались и раньше, но все они оказывались неудачными.  /epochtimes.ru/

В Китае производство фарфора было усовершенствовано в X веке, в эпоху династия Тан. В его состав входил каолин, чистая белая глина и разновидность полевого шпата. При высоких температурах из этих компонентов получался твёрдый белый полупрозрачный материал. Благодаря твёрдости фарфора гончары стали изготовлять посуду с очень тонкими стенками.

Фарфоровый сосуд. Фото: Robert Murray Bell/Ann Walker Bell Collection

Фарфоровый сосуд. Фото: Robert Murray Bell/Ann Walker Bell Collection

Китайские мастера любили создавать красивые предметы из фарфора, издававшие мелодичный звон, если постучать по ним пальцами. В Китае керамика и фарфор не всегда чётко разграничивались, потому что все они звенели и годились для придания изящной формы. Однако фарфор просвечивался на свету.

Китайский фарфор конца XIX века можно отличить по особенно тонким стенкам. Западный белый и голубой фарфор той эпохи отличается большей плотностью. Также встречаются предметы, которые являются европейскими копиями изделий китайских мастеров.

Старинные предметы, которые можно найти в антикварных магазинах, скорее всего, представляют собой китайский фарфор, сделанный специально для европейского или американского рынка. Одна из популярных марок ― «Лоустофт». Она получила своё название в результате ошибки: из-за того, что в этом английском городе был расписан один предмет из китайского фарфора, автор решил, что весь фарфор, поступавший оттуда, там и производится. Но на самом деле в Лоустофт просто завозили китайский фарфор разного качества, который затем перепродавался в другие места.

китайский фарфор

Фляга из фарфора. Фото: Gardiner Museum

Узоры на фарфоровой посуде в Китае редко были простым украшением; обычно они обладали символизмом. Частый мотив на фарфоре — «цветы четырёх времён года»: сливы символизировали зиму, пионы ― весну, лотос ― лето, а хризантемы ― осень. Цветы отожествлялись с прекрасными женщинами.

Один из популярных мотивов на изделиях из китайского фарфора ― сосна. Это вечнозелёное дерево символизирует долголетие и выносливость, а также чистый образ жизни и непоколебимость перед лицом невзгод.

Другой популярный мотив ― бамбук. Его стройные стволы и нежные листья символизируют жизненную силу. Это растение также олицетворяет прямоту и стойкость, потому что его стволы сгибаются под натиском порывов ветра, но потом всегда выпрямляются.

Гранат связывали с процветанием и плодовитостью, потому что у него много семечек. Интересно, что китайский иероглиф «семя» также означает «сыновья». Таким образом, изображение граната служило пожеланием иметь много сыновей.

 

Версия на английском





Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать epochtimes в Яндекс Дзен

ПОДПИСАТЬСЯ
Top