
Синхроничность: просто совпадение или глубокие взаимосвязи?
Психиатр Карл Юнг (1875–1961) сформулировал концепцию синхроничности и придумал название для этого явления. Но на протяжении истории синхроничность естественно сопровождала жизни людей и не нуждалась в названии.
Д-р Ричард Тарнас, философ и психолог Калифорнийского института интегральных наук, объясняет, почему появилась эта концепция, и насколько она важна для современного мышления.
«Я постепенно перестал верить во что-либо. Но я верю в синхроничность», ― сказал Тарнасу д-р Джеффри Крипал, декан факультета религиоведения в Университете Райса.
Тарнас считает, что синхроничность позволяет нам найти связь с окружающим миром в постмодернистском обществе.
Он дал определение синхроничности на семинаре в прошлом году:
«Синхроничность ― это феномен совпадений, когда между двумя или большим числом независимых событий наблюдается закономерность, несмотря на отсутствие прямой причинно-следственной связи».
В древнем мире люди верили в связь с окружающим миром. Тарнас иллюстрирует это на рисунке, где один круг изображён внутри другого. Внутренний круг ― это наше «я» или эго. Внешний круг ― это мир. Через барьер между двумя кругами легко проникнуть. Однако в современном мировоззрении эго отделено от внешнего мира сплошной непроницаемой линией.
В прошлом, если человек думал о человеке, которого не видел или не вспоминал много лет, а потом неожиданно встречал, считал, что его мысль и эта встреча связаны. Сегодня, если с кем-то произойдёт такое, то он подумает, что это «всего лишь совпадение». Современное мышление не склонно считать, что разум человека связан с внешним миром до такой степени, чтобы позволить предвидеть встречу с давним другом.
Картезианское мировоззрение изолирует «я» от внешнего мира, говорит Тарнас. «Я» имеет смысл, а мир вокруг ― лишён смысла. Он объективен. Термин «картезианское мировоззрение» произошёл от философа XVII века Рене Декарта, которому принадлежит знаменитое высказывание:
«Я мыслю, следовательно, я существую».
В прошлом синхроничность воспринималось как естественное явление. Внутренний мир людей и внешний мир пересекались. Для людей было в порядке вещей, что какие-то события во внешнем мире связаны с мыслями человека. Они считали, что эти якобы случайные события организуют Бог, провидение или другие силы за пределами человеческого мира. Но в современном мире синхроничность часто игнорируется и считается простым совпадением.
Семена редукционизма, посеянные во время научных открытий в XVI веке, к XIX веку переросли в привычку всецело полагаться на видимую реальность, говорит Тарнас. Поэтому Юнг ввёл идею о синхроничности в критичный момент.
«Синхроничность выявляет глубокие связи между субъективным и объективным миром», ― писал Юнг.
Его цитирует Конни Бейер в своей книге «Всё является личным делом»:
«Синхроничность ― это повседневная реальность для тех, кто способен видеть».
Тарнас приводит пример синхроничности из своей жизни. Его близкий друг Чарльз Харви, бывший президент Британской астрологической ассоциации, умер в Великобритании. Его родственники, живущие в США, собрались для поминок в Президио, районе залива Сан-Франциско. Они планировали собраться в одном месте, но там оказалось слишком много людей.
Тарнас вспомнил, что рядом находится небольшая часовня, и предложил пойти туда. Это место идеально подходило.
Свояченица Харви произносила небольшую речь в память о нём, но вдруг её глаза округлились от удивления и она замолчала. Тарнас и другие присутствующие перевели взгляд туда, куда смотрела женщина, и увидели на стене часовни позолочённую табличку с надписью: «В память о подполковнике Чарльзе Харви (1845–1910)».
Участники этой небольшой поминальной церемонии неожиданно оказались в месте, где было написано имя покойного.
Физик из Корнелльского университета Виктор Мэнсфилд, который написал книгу «Синхроничность, наука и создание души», сказал, что синхроничность представляет собой большую проблему для современного мира с точки зрения психологии и философии, отмечает Тарнас. Мэнсфилд стал свидетелем слишком многих случаев синхроничности, как в своей жизни, так и в жизни других людей, для того, чтобы отмахнуться от них, как от «простых совпадений».
Мэнсфилд отметил: «Эти случаи особенно сильно беспокоят меня, как физика, воспитанного в культуре научного материализма».
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times