Фрагмент картины «Дева с ангелами (Песнь ангелов)» 1881 года Уильяма Бугро. Масло, 84 дюйма на 60 дюймов. Музей лесной лужайки, Калифорния. (Всеобщее достояние) | Epoch Times Россия
Фрагмент картины «Дева с ангелами (Песнь ангелов)» 1881 года Уильяма Бугро. Масло, 84 дюйма на 60 дюймов. Музей лесной лужайки, Калифорния. (Всеобщее достояние)

Согласие с волей Неба. Картина «Богородица с ангелами» Вильяма Бугро

Автор: 30.07.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

Что же это такое — воля Небес? Возможно, мы слышали, и не раз: нужно следовать воле Небес, но как? Мои человеческие мысли о Небесах наверняка будут кощунством. Я могу, сам того не подозревая, отнестись к реальному величию Небес не уважительно.

Да, нам нужно задумываться о своём поведении, стремиться быть похожими на небесные создания. Но по-моему, такое стремление должно исходить из высокого чувства уважения к Небесам.

Думая об этом, я вспомнил картину французского художника Вильяма Бугро (1825–1905) «Дева с ангелами», которую неоднократно видел за последние десять лет.

Выставка картин Бугро в Салоне 1881 года

В начале 1880 года мастерство Бугро достигло своего апогея, он стал самым известным художником в Париже, был избран вице-президентом Общества французских художников.

В те времена художественные экспозиции проходили в так называемых «Салонах», организованным Обществом. Салоны стали «самым значительным парижским событием года», по словам Бертоли и Росса из книги «Вильям Бугро: жизнь и творчество».

Салон 1881 года был первым, и в нём была впервые представлена картина Бугро «Богородица с ангелами».

В то время начали набирать популярность художники-импрессионисты, они испытывали отвращение к творчеству Бугро. Например, художник-импрессионист Дега и его почитатели придумали термин «Бугро» в нарицательном контексте, осуждая «гладкие и неестественные поверхности» во всех произведениях искусства. Сами импрессионисты стремились в своём искусстве выразить «впечатление» от своих пережитых чувств, а Бугро традиционно стремился к идеалу и совершенству.

Но, несмотря на вышесказанное, популярность Бугро не спадала среди широкой публики и артистической элиты. Бартоли и Росс разделяют мнение искусствоведа Эдуарда Тьерри, анализируя картину «Дева с ангелами», которая впервые была показана в Салоне 1881 года:

«Вся сцена купается в нежности. Что я могу сказать? Посмотрите картины в другом месте, и вы не найдёте такого очарования. Оно проистекает из почитания и любви этого божественного существа, что наиболее человечно. Оно окутано святостью, простой и скромной».

Картина «Богородица с ангелами» или «Песнь ангелов» популярна и сегодня. По словам Бартоли и Росса, «это поразительное религиозное произведение в одиночку побило ряд рекордов посещаемости и популярности, когда оно было выставлено в 2006 году в музее Гетти в Малибу, Калифорния».

«Богородица с ангелами»

«Богородица с ангелами» изображает Деву Марию с младенцем Иисусом слева на композиции. Мария сидит на скамейке, выполненной в коринфском стиле, который был самым изысканным и последним дизайнерским стилем классической греко-римской архитектуры. Мария держит Иисуса на коленях, и они оба крепко спят.

Дева Мария одета в типичные для неё цвета: красный, белый и синий. Белый может представлять её чистоту, синий — её связь с небом, а красный — её любовь, а также будущее жертвоприношение сына.

Деву Марию и Иисуса сопровождают три ангела, одетые в белое и золотое, что вместе с их крыльями указывает на то, что они являются небесными существами. Три ангела с любовью смотрят на младенца Христа, исполняя музыку для спящей пары.

Изображённые фигуры спокойны, они пребывают в естественной для себя обстановке. Дева Мария прислонилась к дереву, а листва на заднем плане частично скрывает спокойный водоём в правом верхнем углу композиции.

У нас остаётся впечатление, что ангелы поют серенаду спящей Деве Марии и младенцу Иисусу здесь, на земле, где спокойно и красиво.

Праздник и Воля Небес

Итак, что эта картина говорит о Воле Небес?

Дева Мария носит белую шаль, покрывающую её голову и плечи, синее платье, покрывающее её тело, и мы видим красный цвет на подоле и на предплечьях. Белый цвет на её голове и плечах подсказывает мне, что разум и сердце Марии чисты. Синий цвет её платья говорит о девственности её тела, будучи чистым, оно соединяется с небом.

Однако красный цвет на её предплечьях предполагает, что её любовь должна соответствовать тому, чем она способна пожертвовать, то есть тому, что она может отдать.

Сейчас она держит Иисуса, но в какой-то момент ей суждено отпустить то, к чему она больше всего привязана: сына. Их расположение напоминает Pietà — сострадание (пер. с итальянского). Позже Дева Мария будет держать своего безжизненного сына в таком же сострадательном расположении.

Голова Марии наклонена к ангелам, а не к ребёнку. Будто к ним обращены её разум, сердце и тело. Другими словами, Дева Мария олицетворяет чистоту разума, сердца и тела, которые в своей невинности связаны с Небом. Её разум, сердце и тело не заняты жаждой земных удовольствий и власти.

Интересно, что скамья, на которой спит мать с младенцем, выполнена в греко-римском архитектурном стиле коринфского ордена, который был последним архитектурным орденом до рождения Иисуса. Город Коринф, в честь которого назван архитектурный стиль, также стал центром раннего христианства. Тот факт, что двое отдыхают здесь, предполагает грядущие перемены, которые Иисус принесёт в Рим.

Иисус изображён повёрнутым к нам, обнажённым, со сложенными на груди руками. Это, скорее всего, говорит о том, что он пришёл на землю ни с чем: он представлен в своём естестве. Является ли это также символом чистоты — что наша истинное естество отделено от наших земных привязанностей?

Но почему они спят? Язык тела Девы Марии и сына дополняет безмятежность окружающей их природы. Всё изображено безмятежным, спокойным и чистым. Представляют ли спящие фигуры мирный и спокойный нрав? Является ли состояния чистоты и сострадания, излучаемое ими сейчас, их прежним состоянием?

Ангелы играют для них, пока они спят. Прославляют ли ангелы мать и ребёнка, обрётшие чистоту и покой в своём уме и сердце? Или они представляют Волю Небес, которая может по-настоящему направлять нашу жизнь только тогда, когда мы перестаём гнаться за личными интересами. А когда мы не гонимся ни за чем? Только во сне мы не совершаем преднамеренных действий, не стремимся к выполнению собственных желаний, не вмешиваемся в жизнь других людей. Или оба эти варианта?

Картина заставила меня задуматься о важности чистого разума, тела и сердца, когда достигается спокойная безмятежность, благословенная Небом. И, возможно, эта спокойная безмятежность достигается не намеренными усилиями, а путём принесения в жертву того, что мы считаем важным. Возможно, именно в такой тишине души мы можем слышать музыку небес и, таким образом, руководствоваться ею.

Традиционные искусства часто содержат духовные изображения и символы, значение которых может быть потеряно. В нашей серии «Постижение внутреннего смысла: традиционное искусство предлагает», мы интерпретируем изобразительное искусство таким образом, чтобы помочь себе повыситься в нравственном отношении. Мы не даём абсолютные ответы на вопросы, с которыми сталкивались другие поколения, но надеемся, что наши вопросы вдохновят на размышления о том, сможем ли мы стать белее искренними, сострадательными и смелыми людьми.

Эрик Бесспрактикующий художник, кандидат наук Института докторских исследований в области визуальных искусств (IDSVA).

Источник: The Epoch Tmes

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА