Трагедия осиротевших родителей Китая

Автор: 26.05.2021 Обновлено: 09.08.2023 20:04

Сяо Кэлянь пыталась покончить жизнь самоубийством после того, как её единственная дочь умерла от лейкемии в 13 лет. Сяо выжила, но год спустя её муж подал на развод, чтобы жениться второй раз и завести сына. На момент смерти дочери Сяо было больше 40 лет, и она не могла больше иметь детей. Её муж сказал, что «он хочет иметь потомков», рассказала Сяо. /epochtimes.ru/

Сейчас Сяо 54 года, и она перебивается случайными заработками в Шэньяне. Она ― одна из миллионов «осиротевших» родителей Китая.

Это выражение означает родителей, которые потеряли единственного ребёнка.

После отмены политики одного ребёнка в октябре китайские пары получили право иметь двоих детей. Это вызвало сильную горечь у осиротевших родителей, потому что для них это право введено слишком поздно.

Осиротевшие родители часто сталкиваются с риском развода и депрессией. Их ожидает перспектива одинокой старости в стране, где цены стремительно растут, а государство не даёт полноценной социальной защиты для пожилых. В Китае дети традиционно являлись опорой для родителей.

Дети идут из школы после уроков, Пекин, 13 марта 2012 г. Фото: Mark Ralston/AFP/Getty Images

Нередко родители после смерти ребёнка остаются с долгами. «Мой ребёнок умер после 10-летнего лечения», ― рассказала Сяо в телефонном интервью. После безуспешной борьбы с лейкемией дочери у Сяо остались долги в 280 000 юаней ($44 000).

«Я снова стала сиротой», ― говорит Сяо, которая потеряла своих биологических родителей, когда была ребёнком. После смерти приёмных родителей и дочери, которые последовали одна за другой, она вновь пережила боль утраты семьи.

Истории, как у Сяо, распространены в Китае.

И Фусян, исследователь из университета Висконсина и автор книги «Большая страна с пустым гнездом», пишет, что из 218 миллионов единственных детей в семье 10 миллионов могут умереть до 25 лет. Это означает, что 20 миллионов родителей лишатся единственного ребёнка ещё до появления у них внуков.

Согласно исследованию китайского министерства здравоохранения, число осиротевших родителей ежегодно увеличивается на 76 тысяч человек.

«Поставь её, поставь»

Когда дочь Сяо родилась в 1986 г., к ней пришли работники органов по планированию семьи, но не для проверки состояния ребёнка. Они хотели поставить Сяо внутриматочную спираль, чтобы она не забеременела во второй раз.

«„Поставь её, поставь“, ― сказали они мне, когда я ещё кормила грудью», ― вспоминает она.

Когда китайская компартия приняла политику одного ребёнка в 80-е годы, органы по планированию семьи внедряли её насильственными, иногда жестокими мерами, вторгаясь в личную жизнь людей.

Китайцы обычно души не чают в единственном ребёнке, надеясь дать ему лучшую жизнь, чем была у них, а также рассчитывая получить поддержку в старости.

9-летний Дин Шаонань обедает в приюте деревни Саншилипу, провинция Аньхуэй. Дети рабочих-мигрантов, уехавших из деревень в города, часто остаются без присмотра. Фото: China Photos/Getty Images

Потеряв единственного ребёнка, родители впадают в отчаяние.

«Кто позаботится о нас, если мы заболеем, ― говорит Сяо, ― разве наше поколение не принесло себя в жертву?»

Власти платят мизерные компенсации осиротевшим родителям. Сяо получает 340 юаней ($53). Это скромная доплата к её пенсии в 1 900 юаней ($300). Для сравнения: на медицинские услуги только в октябре она потратила 2 тысячи юаней.

Женщина родила близнецов в 56 лет

Из-за отчаяния некоторые осиротевшие родители идут на нестандартные меры.

56-летняя Го Минь в 2010 г. стала матерью близнецов путём искусственного оплодотворения, говорится в документальном мини-сериале, посвящённом её судьбе, на гонконгском телевидении Phoenix.

Го, которой сейчас 61 год, говорит, что она утратила смысл жизни, когда её дочь умерла в 2005 г. Пять лет спустя она одолжила у своей матери $4 700 для искусственного оплодотворения. Сегодня она постоянно беспокоится о здоровье 5-летних близнецов (мальчике и девочке), потому что у неё нет денег на оплату медицинских счетов.

Го предлагали $150 тысяч, чтобы она отдала одного из детей на усыновление, но она отказалась. «Даже если я стану нищенкой, они останутся со мной, я никогда не разлучусь с ними. Они мой свет, моя надежда, моё будущее, ― говорит Го. ― Без них я давно бы утратила смысл жизни».

6 тысяч семей, потерявших детей после землетрясения

В книге «Трудный путь перерождения» Хэ Сяоцин описывает трагедию жителей провинции Сычуань. В 2008 г. в результате землетрясения, унёсшего жизни 100 тысяч людей, свыше 6 тысяч семей потеряли единственного ребёнка.

В книге рассказана трагическая история Лю Вэньчжуна.

Когда начались первые толчки, Лю прямо с работы бросился к школе, где училась его 12-летняя дочь. Его потрясло то, что он увидел: здание школы разрушилось посередине, повсюду валялись тела детей, плачущие родители пытались найти своих детей.

Четыре дня после землетрясения Лю искал выживших. Он стоял перед руинами здания. Его руки и ноги были в крови детей, которых он пытался спасти. Он не чувствовал ничего, кроме боли утраты единственной дочери Лю Сижуй.

Скорбящие родители держат портреты погибших детей во время протеста в Дэяне 25 мая 2008 г. Фото: Frederic J. Brown/AFP/Getty Images

Родители в Сычуани, потерявшие единственного ребёнка, организовали группы на Tencent QQ, китайской программе для чатов, чтобы общаться и поддерживать друг друга.

«Семьи с одним ребёнком находятся в рискованном положении. Мы из числа тех, кому не повезло», ― написал в чате один из осиротевших родителей. Это высказывание широко цитировала китайская пресса.

Некуда идти

Когда осиротевшие родители стареют, им даже трудно найти место в доме престарелых. Предпочтение отдают старикам, имеющим детей или родственников, которые могут выступить в качестве финансового поручителя, сообщают Beijing News.

«Вдруг они тяжело заболеют и не смогут платить? Это огромный риск для нас», ― заявили Scientific Life Weekly работники дома престарелых в Пекине. Этот дом престарелых (его название не называется) принимает осиротевших родителей, только если за них могут поручиться как минимум два родственника.

Родители, лишившиеся единственного ребёнка, могут получить сертификат на бывшем месте работы или у местных властей, гарантирующий им место в доме престарелых. Но так как инструкции по выдаче этого документа не разработаны, его иногда невозможно получить.

В 1985 г., вскоре после введения политики одного ребёнка, компартия обещала, что власти позаботятся о стариках вместо детей. «Один ребёнок ― этого достаточно. Государство позаботится о вашей старости», ― гласил один из лозунгов.

30 лет спустя осиротевшие родители столкнулись с реальностью: государство ничего им не дало, и их некому поддержать в старости.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА