Все новости » Мнение » Точка зрения » Тенденции и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России

Тенденции и перспективы развития малого и среднего бизнеса в России


Малый и средний бизнес рассматривается государством как локомотив экономики. Особенно это касается среднего бизнеса, который потенциально способен на прорывы в развитии рынков. Но большинство аналитиков полагает, что в сложившихся экономических условиях от этого сектора ждать выдающихся успехов пока не стоит.

Если малое предпринимательство (ИП, микропредприятия и малые предприятия) сосредоточено преимущественно в сфере торговли и услуг, то средние компании работают в отраслях, создающих более высокую добавленную стоимость — обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. Кроме того, средний бизнес создал с нуля или серьёзно модернизировал такие отрасли, как сетевой ритейл и билборды, потребительское кредитование, сотовая телефония, частная медицина, информационные технологии, птицеводство, мясопереработка. Это, как правило, инновационные высокопроизводительные компании, поэтому им и отводится особая роль в экономике.

Но пока «локомотив» не так силён и мощен, чтобы вытащить «поезд» из рецессии (такой диагноз российской экономике недавно поставил Международный валютный фонд, учитывая отрицательный рост ВВП второй квартал подряд). Доля МСБ в ВВП России продолжает составлять около 20%. Аналогичный показатель в Великобритании, Германии, Франции находится в диапазоне 50–60%, а в Италии составляет больше 80%.

В то же время государство наметило внушительные целевые ориентиры на 2014–2016 годы. За этот период количество индивидуальных предпринимателей должно увеличиться на 2 миллиона, на малых предприятиях ожидается создание 1200 тысяч рабочих мест, а в средних компаниях — прирост инвестиций на 50%. Есть ли для этого предпосылки?

Очевидно, прогнозируя такие цифры, в частности, по малому бизнесу, государство рассчитывает на массовый выход предпринимателей из тени. По данным Росстата, год назад уровень неформальной занятости в стране достигал 19% от численности экономически активного населения. Напомним, что массовый отток предпринимателей в неформальный сектор произошёл в первой половине 2013 года — тогда их число сократилось до уровня 2007-го. Эта негативная тенденция расценивается в качестве одной из причин, повлиявших на замедление темпов роста экономики.

Посмотрим, что предпринимает государство для вовлечения «теневиков» в официальную экономику.

В 2014 году тарифы страховых взносов для индивидуальных предпринимателей снижены и, что особенно важно, привязаны к сумме дохода. Эта инициатива, по предварительным оценкам, может вернуть в ряды налогоплательщиков сотни тысяч предпринимателей. Предполагается, что она позволит смягчить финансовую нагрузку для 20% зарегистрированных ИП.

Кое-что сделано для оптимизации процедур регистрации нового бизнеса, а также для того, чтобы ограничить количество проверок малых предприятий. Заработал институт бизнес-омбудсменов, защищающих права и интересы предпринимателей, в том числе, и в случаях коррупционных проявлений.

Налоговый кодекс предусматривает несколько специальных налоговых режимов. В 2014 году предлагается повысить максимальный размер доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН) до 150 млн рублей — Госдума в настоящее время рассматривает соответствующий законопроект. Эта мера позволит большему количеству предпринимателей платить налоги по упрощенной системе.

Сделанные шаги уже привели к позитивной динамике: последние статистические данные свидетельствуют о росте количества предпринимателей.

Стоит упомянуть и иные меры государственной поддержки. Для МСП открыт доступ к госзакупкам: государственные и муниципальные заказчики обязаны размещать не менее 15% заказов у малого бизнеса. К 2015 году планируется довести этот показатель до 18%, а в 2018 году — до 25%. Сняты ограничения по перечню закупаемых товаров, работ и услуг, начальная цена контракта увеличена до 20 миллионов.

С 2009 года субъектам МСБ разрешено приватизировать помещения, находящиеся в аренде, существенно откорректирован в пользу бизнеса так называемый закон о малой приватизации. В результате десятки тысяч МСП получили в собственность арендуемые помещения.

К сожалению, временами в поддержке МСБ государство продвигается на один шаг вперёд, и на два назад. Например, эффект от закона о малой приватизации и преимущества упрощенной системы налогообложения фактически сводятся к нулю с введением налога на недвижимое имущество. Согласно последним поправкам, внесённым в Налоговый кодекс, такой налог с 2015 года будут вынуждены платить предприниматели, которые работают по УСН.

На мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году в федеральном бюджете предусмотрено более 21,5 млрд рублей, что больше на 1,5 млрд по сравнению с прошлым годом. Речь идёт о субсидиях, которые распределяются по регионам пропорционально удельному весу субъектов МСБ. В прошлом году при распределении средств в регионах акцент был смещён с прямого финансирования предприятий на поддержку инфраструктуры (гарантийных и микрофинансовых фондов, бизнес-инкубаторов и промышленных парков). Далее Минэкономразвития предлагает повышать ответственность субъектов федерации за реализацию мероприятий поддержки МСБ и предоставлять субсидии с учётом результативности развития малого и среднего бизнеса в регионах за предыдущий период (увеличение числа новых предприятий, прирост работников, инвестиции в основной капитал и т. д.).

Многие эксперты полагают, что новый импульс к росту малых и средних предприятий в сложившихся условиях может дать доступ к выгодным кредитам. Но негативные тенденции на рынке кредитования этому не способствуют.

Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» подчёркивают, что коммерческие банки переориентировались на краткосрочные кредиты, причём среди их клиентов преобладают в основном компании торгового сектора, берущие займы на небольшие суммы. Из-за ограничения доступа к долгосрочному кредитованию страдают производственные предприятия, не имея возможности инвестировать в модернизацию. Тенденция опасна тем, что препятствует развитию предприятий неторгового сектора и, соответственно, сдерживает рост инноваций. Для сравнения: в Швеции доля долгосрочных кредитов для бизнеса достигает 86%. России не просто очень далека до этого показателя — она движется в сторону увеличения разрыва.

Предлагается до 2015 года кардинально переориентировать программу поддержки малого и среднего бизнеса ОАО «МСП Банк» и более чётко выделить приоритеты. В первую очередь долгосрочные займы будут предоставляться инновационным МСП, а также среди приоритетных направлений кредитования — лизинг и факторинг неторговых предприятий и микрофинансирование. В первом квартале 2014 года общий объём поддержки субъектов МСБ по программе «МСП Банка» составил более 98 млрд рублей, средневзвешенная ставка по портфелю кредитов, выданных банками-партнёрами — 12,7%.

Минэкономразвития разрабатывает механизмы кредитования МСП по целевой ставке не выше 10% годовых, ориентированные преимущественно на средний бизнес. Для этого Внешэкономбанк планирует привлечь средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Собственно, это и есть тот самый резерв, за счёт которого планируется достичь 50-процентного роста инвестиций в основной капитал средних предприятий в 2014–2016 годах.

Основные трудности у бизнеса возникают не только из-за высоких ставок, но и из-за залогового обеспечения кредита. В связи с этим государство предложило следующее решение. В России начал развиваться механизм предоставления государственных гарантий при осуществлении предприятиями МСБ инвестиционных проектов: в регионах работает сеть гарантийных организаций, а буквально в мае создано Агентство кредитных гарантий, которое предположительно обеспечит гарантии кредитов на 880 млрд рублей в ближайшую пятилетку. Подобные схемы поддержки малого и среднего предпринимательства работают в США, Японии, странах Европы.

В то же время рейтинговое агентство «Эксперт РА», опираясь на мнения топ-менеджеров банков, прогнозирует снижение спроса на кредиты, особенно в строительном секторе и в секторе обрабатывающих производств, а также рост ставок по кредитам вопреки ожиданиям бизнеса. В условиях нестабильной экономической ситуации предприятия не хотят заниматься модернизацией, начинать новые, рисковые проекты. Как следствие, снижается спрос на кредитные ресурсы.

К слову, исследование агентства показало, что в текущих экономических условиях банкиры не считают нужным дополнительно стимулировать рынок кредитования, а возлагают надежды на меры государственной поддержки. Самой эффективной мерой они считают снижение налоговой нагрузки для предприятий — это мнение 27% опрошенных. Еще 24% респондентов отметили, что Агентство кредитных гарантий уже в 2014 году станет серьёзным стимулом для развития МСБ, а 21% рассчитывает на увеличение объёмов поддержки со стороны «МСП Банка».

И пара слов о настроениях самого бизнеса. Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики посчитал индекс экономического настроения в 1 квартале 2014 года. Он составил 97,1 пункта. Это значение ниже среднего долгосрочного уровня (100) свидетельствует о преобладании неблагоприятного делового климата в экономике страны.

Григорий Аветов, декан школы бизнеса «Синергия»: «Несмотря на отчасти декларативный и не всегда предсказуемый характер политики в области малого и среднего бизнеса, государство осознаёт, что развитие этого сектора во многом определяет дальнейшее развитие российской экономики. Систему господдержки в дальнейшем предполагается совершенствовать по следующим направлениям: создание условий для освоения субъектами МСБ новых рыночных ниш, обеспечение доступа к кредитным ресурсам (главным образом, длинным кредитам), улучшение системы специальных налоговых режимов. Перед госорганами стоит сложная задача, так как в нестабильных экономических условиях малый и средний бизнес больше всего нуждается в том, чтобы не устанавливались новые правила игры, которые могут только усугубить их положение на рынке».

Информация предоставлена НОУ «МФПУ «Синергия»





Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать epochtimes в Яндекс Дзен

ПОДПИСАТЬСЯ
Top