Фото: фрагмент портрета В. А. Жуковского кисти
Карла Брюллова. Public Domain/wikipedia | Epoch Times Россия
Фото: фрагмент портрета В. А. Жуковского кисти Карла Брюллова. Public Domain/wikipedia

В. А. Жуковский: На «пароходе современности»

Автор: 21.02.2019 Обновлено: 14.10.2021 12:50

Ещё не было в России Октябрьского переворота, только-только случилась Февральская революция. Император Николай II отрёкся от престола, и через пять дней встал вопрос: «А что петь хором перед началом торжественных собраний по этим „счастливым“ поводам? „Боже, царя храни…“ как-то неактуально».

2 марта 1917 года Временным правительством в качестве государственного гимна была утверждена «Новая песня», она же «Рабочая Марсельеза». Автор — Пётр Лавров. Замечательны слова этой песни–гимна:

Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног…

И запела Россия с энтузиазмом на мотив французской Марсельезы такие, вдруг ставшие многим близкими, слова. Началось всероссийское отречение от самих себя и отрясание «праха» родной истории с ног. Эти процессы пошли ещё «шибче» после Октября.

У учёных историков, оставшихся в новой России, «научной» работы стало невпроворот. Во-первых, стал вопрос: кого берём на «пароход современности»? А если берём, как будем аргументировать решение. Ведь «революционеров» в такой длинной истории России не так уж и много: Радищев, декабристы, Герцен, петрашевцы, Чернышевский. Ну и ещё по мелочам. А так, в основном, все люди «одурманенные» идеями царизма. Вот Пушкин. Откорректируем биографию и возьмём, наверно. Нет, точно, берём. Он же с декабристами дружил. А ещё с кем? С Жуковским всю свою творческую жизнь дружил. Прямо с лицея и до последней минуты. Но с Жуковским всё было очень и очень сложно.

Если Пушкин в ранней молодости оповестил читающую Россию, что «на обломках самовластья напишут наши имена», то у Василия Андреевича даже раннее поэтическое творчество было верноподданническим. Именно желание служить и прославлять самодержавие проявилось в стихотворении о войне 1812 года. Поэт был замечен и отмечен императором. Жуковский был выбран из круга самых образованных и талантливых людей России представлять российскую словесность во дворце царице и принцессе, которые были немками, как известно.

Когда в семье Николая I подрос наследник престола, будущий император Александр II, и встал вопрос о систематическом образовании, ко двору опять был приглашён Василий Андреевич Жуковский. Отец-император хотел, чтобы именно этот человек занялся образованием и воспитанием наследника. Николай I был личностью умной и волевой. Он растил не просто сына. Он растил будущего императора огромной страны.

Рядом с наследником многие годы находились самые компетентные люди , которые обучали будущего главу государства истории, военному делу, политологии и дипломатии. Но главным, кто 12 лет отвечал за воспитание государя–человека, был Василий Андреевич.

Перед тем как сложить с себя полномочия наставника, Жуковский предложил наследнику совершить совместное путешествие по России и Сибири. Это была прекрасная идея. Василий Андреевич считал, что 20-летнему великому князю следует познакомиться со своей страной и народом поближе. Маршрут разрабатывал сам наставник. Он хотел, чтобы будущий император знал и понимал, что Россия — это не только и не столько Петербург и Москва, но и Крым, Рязань, Тобольск, Воронеж, Елец, Липецк…

Труды и заботы Жуковского не прошли даром. Россия назвала императора Александра II Царём-освободителем за отмену крепостного права. А сам Василий Андреевич за 40 лет до этого важнейшего государственного шага освободил своих крестьян и обеспечил им возможность достойной жизни. И, кстати, организовал выкуп крепостного Тараса Шевченко — будущего классика украинской литературы. Вот эти эпизоды биографии Жуковского тоже помогли ему оказаться на «пароходе современности».

Вероятно, историки в результате многих размышлений и споров решили так: пусть эта личность всё-таки останется в российской истории и литературе, но чтобы в школьных и вузовских учебниках Василий Жуковский фигурировал как безобидный романтик: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали…».

А кому в советское время придёт в голову дознаваться, кто был автором Государственного Гимна России до 1917 года, то есть до незабываемого призыва отрекаться от «старого мира» и отрясать «его прах с наших ног», тот, конечно, узнает, что «Боже, царя храни…» написал Василий Андреевич Жуковский. Удивится, вероятно. Да и сейчас многие удивляются.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА