Куда ушли Музы?

Древний взгляд на вдохновение
Автор: 06.01.2023 Обновлено: 07.01.2023 20:24
В прошлые века творческое вдохновение рассматривалось совсем не так как сейчас. Для людей того времени оно считалось не просто продуктом наших личных усилий или гениальности, а божественным даром.

У древних греков и римлян эту божественную искру давали богини, известные как Музы. Далеко не второстепенные фигуры. На них смотрели и даже призывали в молитвах сами создатели западной цивилизации. И Гомер, и Сократ, и Платон обращались к этим неземным фигурам за проницательностью и мудростью.

Куда ушли музы или идеи вдохновения за столетия, последовавшие за падением Рима? И как они дошли до настоящего времени, если только сохранились в некоторых словах нашего языка (вспомните «музыка» и «музей»)?

Это увлекательная история, которая многое раскрывает о наших меняющихся мировоззрениях и о том, как много изменилось или было утрачено за последние несколько столетий.

Куда ушли Музы?

Святой Филипп Нери удостоился видения, как изображено на этой картине в церкви Святого Роха, Вена. Фото: Renata Sedmakova/Shutterstock

В последующие века после падения Рима, которые учёные часто называют «христианскими веками», идея вдохновлённого Музой прозрения уступила место новым формам откровения. Хотя они были уникальны для нового времени и христианского богословия, в них, как мы увидим, все же были интересные параллели.

Самым примечательным изменением была глубокая вера в то, что именно Бог Отец вдохнул в человека божественную искру творчества.

Люди приписывали свои гениальные идеи не красочному набору уникальных, отдельных женских фигур, а более высокому и великому источнику. Талант и вдохновение рассматривались как благословение от Бога.

Конечно, хотя это была более высокая и могущественная фигура, к Богу, как и к Музам, по-прежнему можно было обратиться посредством молитв, подношений и актов поклонения.

Побудительным мотивом для человека было сделать себя достойным. Но, в конечном счёте, как и в греко-римские времена, собственный гений никогда не был по-настоящему собственным.

Неявный призыв к смирению присутствовал в самом понятии этого знания.
Тем не менее интересно, что мы также видим, что в Средние века появлялись и другие проводники вдохновения, даже если они восходили к высшей фигуре – Богу.

В произведениях искусства того времени мы видим изображения святых. Святые и мученики получали божественную благодать в виде видений. Таким образом, вместо того чтобы озарение нисходило в разум, как бы от муз, в этих случаях оно раскрывалось или показывалось.

Иногда, кажется, что в видении участвует не только внутреннее зрение, но и высшая форма слуха.

Святая Хильдегарда Бингенская (1098—1179), одна из самых плодовитых и новаторских композиторов той эпохи, в своих сочинениях дала представление об этом.

«На третьем году жизни я увидела такое великое сияние, что душа моя затрепетала, — написала она однажды. — Я продолжала видеть так до сорока лет, когда под сильным давлением боли я была вынуждена написать о видениях, которые я видела и слышала. Я создавала песни с их мелодией, восхваляя Бога и святых, не будучи никем научена».

В некоторых случаях божественные посредники могли даже присоединяться к пению.

Со слов доктора Кристофера Пейджа, профессора средневековой музыки и литературы Кембриджского университета:

«Когда монахи, монахини, псалмопевцы и священнослужители стояли на клиросах, чтобы исполнять своё пение, они не думали, что если посчитать всех видимых присутствующих певцов, то посчитали всех исполнителей».

«Это потому, что считалось, что ангелы тоже присутствуют в здании, составляя компанию, нота за нотой, своим коллегам — людям. А время от времени можно было даже уловить их звуки».

Профессор привёл примеры из средневековых биографий.

В других случаях это могли быть святые, которые открывали знание духовно достойным.

Самым известным примером может быть Жанна д’Арк (впоследствии причисленная к лику святых), которая в начале XV века стала самой невероятной героиней, приведшей французскую армию к победе. Она цитировала святых, особенно святых Михаила и святую Екатерину Александрийских, как своих наставников; Жанна рассказывала, что они неоднократно говорили с ней, и были основанием её выдающихся достижений.

Жанна всегда приписывала своё вдохновение высшему источнику и отражала более общее чувство религиозного смирения и долга — черты, присущие творческим людям того времени.

Даже закупка строительных материалов, например, когда аббат Сугерий приступил к восстановлению аббатства Сен-Дени в XII веке, могла свидетельствовать о божественной руке.

В своих мемуарах Сугерий описал открытие новой каменоломни как «дар Божий». Он также назвал провидением прибытие «искусной толпы каменщиков, каменотёсов, скульпторов и других рабочих». Обнаружение 12 больших деревянных балок, необходимых для крыши, было названо «чудом».

Для Сугерия и подобных ему это не было результатом удачи, случайности или даже его собственного тяжёлого труда. Это было, как рассматривали и его греко-римские предки, деянием более высокой руки.

Меняющиеся времена

С итальянским Возрождением и повторным открытием классического прошлого, музы как по имени, так и по образу, обрели своего рода вторую жизнь. Они вошли в репертуар художников в XV и XVI веков, фигурируя в скульптурах и картинах и часто всплывая в поэтических произведениях — после многовекового забвения.

По крайней мере, в течение нескольких столетий они сосуществовали рядом с христианскими мотивами, хотя и играли в основном декоративную роль; за реальным вдохновением верующие обращались к святым и к Богу.

Однако с приходом Просвещения в XVII веке даже идея божественного вдохновения в целом пришла в упадок. Эпоха Разума выдвинула человека в качестве центра достижения. Самость стала рассматриваться как центр творческой силы, предвосхищая всё более светское мировоззрение XIX века и последующих веков.

К счастью, даже в современном научном мире классическое искусство, литература и группы верующих помогают нам помнить, что величие есть нечто большее, чем мы сами.

Так что если вы ищете небольшую искру творчества, отложите iPad и отправляйтесь в музей. Я уверен, что вы найдёте ещё больше материала для размышлений.

Мэтью Джонучитель и писатель, увлечённый историей, культурой и хорошей литературой. Он живёт в Нью-Йорке.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА