Старый Чжэньхай в 1860-х годах; входные ворота Храма Конфуция. (Public domain) | Epoch Times Россия
Старый Чжэньхай в 1860-х годах; входные ворота Храма Конфуция. (Public domain)

Вечная мудрость: древнее китайское искусство самосовершенствования

Автор: 27.05.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:57

Многие годы я призываю всех, кого знаю, больше читать. Мне особенно нравится воодушевлять родителей приучать детей к чтению, и молодых людей, чтобы они приобретали мудрость.

Я часто говорю, что чтение — это не просто удовольствие. Чтение в его высшей форме — это обучение добродетели. Я часто рекомендую историческую тему, потому что в истории представлены бесчисленные примеры человеческого поведения. На этих примерах мы можем получить наставления по всем мыслимым аспектам, ведущим к благополучной жизни, таким вещам, как характер, ум и государственная мудрость.

Я с радостью вспомнил об этой истине, когда прочитал первую главу под названием «Призыв к обучению» из древнего китайского текста «Сюньцзы». Там даётся определение благородного человека как человека корректного, воспитанного, честного, который постоянно растёт в добродетели согласно Дао. Это соответствует идее, очень похожей на западные представления о «естественном законе», который каждый может постичь посредством разума. Суть содержится в первой строке: «Благородный человек говорит: „Учиться надо непрерывно“». Благородный человек постоянно учится и проверяет себя трижды в день, и тогда его знания ясны, а поведение безупречно.

О самоконтроле давно говорят величайшие умы Запада, и это идёт вразрез корыстным современным взглядам, которые уже стали штамповками в мышлении современных людей.

«Сюньцзы» настаивает на том, что добродетель может быть получена только путём глубокого познания прошлого:

«Если вы никогда не слышали изречений бывших правителей, вы не познаете великолепия обучения».

Опыт является важной составляющей мудрости, благодаря которой достигается добродетель (отсюда и уважение к пожилым людям в традиционной китайской культуре). Другими словами, идея бесконечного прогресса абсурдна, а вера в то, что новое всегда лучше старого, недальновидна.

В «Сюньцзы» также утверждается, что благородный человек учится ради собственного роста в добродетели, а не для того, чтобы демонстрировать добродетель:

«В древние времена студенты учились ради самих себя, а современные студенты учатся ради того, чтобы произвести впечатление на других. Обучение нужно для повышения интеллекта личности».

Для роста в добродетели требуется упорный труд:

«Благородный человек исключителен не по рождению, а скорее, тем, что умеет воспитывать в себе хорошие качества».

Это как нельзя более отличается от современных вредоносных идеологий и «движений», которые настаивают на том, что достоинства человека заключаются в вещах, над которыми не нужно работать или улучшать.

«Сюньцзы» также подчёркивает важность взаимоотношений между людьми для роста добродетели: «В обучении нет ничего более полезного, чем попасть в окружение благородных людей». Как гласит старая пословица:

«Плохая компания развращает хорошие нравы», и эта истина была известна китайцам ещё две тысячи лет назад.

Рост нравственности, как утверждает «Сюньцзы», в итоге приводит к состоянию, которое автор называет недеянием. Он описывает это состояние так:

«По этой причине власть и выгода не могут поколебать его, люди не могут изменить его, и ничто в мире не может его потрясти. Он живёт этим и умирает с этим. Это называется состоянием постижения добродетели».

Состояние недеяния — это способность воспринимать вещи такими, какие они есть, и соответственно реагировать независимо от затрат.

«Когда достигнешь устойчивости, — говорится в „Сюньцзы“, — только тогда можно будет реагировать на вещи. Быть способным фиксировать и реагировать на вещи — это называется быть совершенным человеком».

Эта глубоко реалистичная, но вдохновляющая концепция напомнила мне слова Джордана Петерсона:

«Возьмите свои страдания и перетерпите их! И постарайтесь быть хорошим человеком, чтобы вам не стало хуже! … Стойте твердо, чтобы люди могли на вас положиться!»

Вот что значит быть добродетельным человеком, настоящим человеком.

Читая такие тексты, как «Сюньцзы», можно встретить множество примеров того, что я в шутку называю «заголовками 2200-летней давности», то есть я нахожу то, что для всех нас в 2021 году зачастую актуальнее, чем сегодняшние заголовки.

Вы обнаруживаете, что человеческая природа не очень изменилась за тысячи лет, и составляющие настоящего счастья, которое можно обрести только в добродетели, остаются в основном одними и теми же во все времена для всех людей. Современная формула следования своим причудливым и недальновидным желаниям неверна.

Мудрость, возможно, никогда не была так необходима, как в такие упаднические времена, как наше время.

Давайте возродим эту великую мудрость мудрецов всех культур и времён!

Давайте же перестанем ограничивать себя собой и узнаем, что индивидуум глуп, а вид мудр.

Джошуа Чарльз — бывший спичрайтер вице-президента США Майка Пенса, историк, писатель. Он был советником по истории для нескольких документальных фильмов и опубликовал много книг. Он также концертный пианист, имеет степень магистра в области государственного управления и права.

Источник: The Epoch Times

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА