/epochtimes.ru/ Правительство Венесуэлы, готовясь к ожесточённым беспорядкам, пытается обеспечить лояльность военных. В этот период Китай проявил «щедрость» и помог деньгами и оружием.
Первая партия оружия из Китая из четырёх запланированных, которые включают бронетехнику, военный транспорт и артиллерию, прибыла в страну 29 декабря 2014 года.
После этого министр обороны Венесуэлы Владимир Падрино Лопес выразил благодарность и поддержку президенту Николасу Мадуро. По данным IHS Jane’s, ведущей аналитической компании, он даже написал в Twitter о том, что военные сохранят «верность Конституции и президенту».
«Военачальники поступают так же, как капитаны преторианской гвардии», — сказал Роберт Банкер, адъюнкт-профессор Института стратегических исследований Военного колледжа армии США, ссылаясь на охранников римских императоров.
«Они клянутся в верности преемнику Уго Чавеса, а не гражданам Венесуэлы, — говорит он. — В свою очередь, президент обеспечивает их поставками оружия».
Переломный момент
Поставки вооружения начались вскоре после нескольких крупномасштабных антиправительственных протестов в Венесуэле и других случившихся в последние месяцы социальных проблем.
Падение цен на нефть сильно подорвало экономику Венесуэлы. Правительство страны в ближайшее время может объявить об экономических мерах, чтобы справиться с ситуацией, как утверждает IHS Jane’s. Эти меры (информация о которых не была опубликована) не понравились ведущим членами правящей Единой социалистической партии Венесуэлы.
Несколько членов правительства Венесуэлы летом подали в отставку. Как сообщила IHS Jane’s 22 августа, все основные министры, в том числе вице-президент, уволились.
Отставки и реструктуризации правительства были частью «революции в революции», как заявил президент Венесуэлы Николас Мадуро.
После смены в правительстве Китай более глубокого закрепился в Венесуэле, а внутренние беспорядки достигли точки кипения. Венесуэла тем временем сталкивается с дефолтом — неспособностью погасить свои долги.

Сторонники заключённого в тюрьму лидера оппозиции Леопольдо Лопеса протестуют перед офисом ПРООН (Программа развития ООН) в Каракасе 26 сентября. Правительство Венесуэлы, возможно, готовится к насильственному подавлению протестов. Фото: Juan Barreto/AFP/Getty Images
Сторонники заключённого в тюрьму лидера оппозиции Леопольдо Лопеса протестуют перед офисом ПРООН (Программа развития ООН) в Каракасе 26 сентября. Правительство Венесуэлы, возможно, готовится к насильственному подавлению протестов. Фото: Juan Barreto/AFP/Getty Images
Экономический провал
В середине сентября Венесуэла подписала ряд соглашений с Китаем. Эти две страны совершили валютный своп на сумму $11 млрд, и Венесуэла получила китайские кредиты для финансирования энергетических и инфраструктурных проектов. IHS Jane’s сообщила 18 сентября 2014 года, что этот шаг, вероятно, позволит Китаю играть более активную роль в ключевых секторах экономики Венесуэлы.
IHS Jane’s отмечает, что данная сделка создаст «неравные отношения, в которых Китай, скорее всего, возьмёт вверх».
В первые девять месяцев 2014 года экономика Венесуэлы сократилась на 4% по сравнению с предыдущим годом. В ноябре 2014 года, по официальным данным, инфляция составила 73,5%.
Венесуэла также должна выплатить в 2015 году $30 млрд долга, и хотя Китай дал кредит $4 млрд, валютные резервы страны составляют лишь $22 млрд.
Бурные протесты
В сентябре социальные волнения усилились. Протестующие подожгли четыре автомобиля и три мотоцикла в Норте-де-Сантандер после того, как правительство закрыло границу с Колумбией.
К середине октября в стране прокатились масштабные акции протеста против отключений, нехватки продовольствия и эскалации преступности. IHS Jane’s сообщила 16 октября, что Democratic Unity Roundtable («Круглый стол демократического единства» — коалиция демократических партий) призвал к протестам и забастовкам.

Полицейские горят в «коктейле Молотова», брошенного одним из участников небольшой группы антиправительственных демонстрантов во время столкновений в Сан-Кристобале, Венесуэла, 25 августа 2014 года. Напряжённость в Венесуэле достигла точки кипения. Фото: George Castellanos/AFP/Getty Images
Полицейские горят в «коктейле Молотова», брошенного одним из участников небольшой группы антиправительственных демонстрантов во время столкновений в Сан-Кристобале, Венесуэла, 25 августа 2014 года. Напряжённость в Венесуэле достигла точки кипения. Фото: George Castellanos/AFP/Getty Images
Смена власти
На фоне растущих беспорядков генерал Лопес поклялся в верности президенту и пообещал правительству поддержку венесуэльских военных.
Президент Мадуро беспокоится по поводу того, останутся ли верны ему военные. Он поменял руководство армии, увеличил заработную плату военным и назначил генерала Лопеса министром обороны.
Когда Владимир Падрино Лопес был приведён к присяге, IHS Jane’s сообщила 27 октября: «Мадуро призвал вооружённые силы оставаться верными родине, её идеологии, а также объявил о повышении заработной платы венесуэльским военным на 45% с 1 ноября».
«Учитывая экономический коллапс в Венесуэле на фоне резкого падения нефтяных доходов, Николас Мадуро хочет, чтобы военные были хорошо вооружены и хорошо оплачивались. Он считает, что так они останутся верными ему и будут подавлять внутреннее инакомыслие», — считает Роберт Банкер.
Волнения в армии
Среди венесуэльских военных также усиливаются волнения.
«Не все солдаты верны режиму Чавеса-Мадуро», — пояснила в интервью Граса Салгейро, журналист газеты Media Without Mask, специализирующаяся на латиноамериканской политике.
«Те, кто до сих пор кричат: „Родина, социализм или смерть. Мы победим!“, — это те же высокопоставленные офицеры, которые получали финансовую выгоду от торговли наркотиками совместно с FARC (партизаны в Колумбии, которые активно участвуют в незаконном обороте наркотиков в США и Европе), с которыми они имеют тесные отношения», — утверждает журналист.
«Эти генералы известны в Венесуэле как „картель Солнца“ (они носят эмблему солнца вместо обычных звёзд). Они участвуют в крупных коррупционных схемах», — сказала она. Граса Сальгейро утверждает, что поставки оружия из Китая, скорее всего, нужны для того, чтобы военные были лояльны к руководству страны.
Она добавила, что оружие может быть использовано для подавления внутреннего мятежа, однако правительство Венесуэлы также вооружает полицию и других силовиков, которые готовы подавить любые протесты, как они сделали это в феврале прошлого года, в результате чего погибло 39 человек, и сотни получили травмы.

Полицейский стреляет слезоточивым газом в демонстрантов во время волнений в Каракасе 12 июня 2014 года. Фото: Leo Ramirez/AFP/Getty Images
Полицейский стреляет слезоточивым газом в демонстрантов во время волнений в Каракасе 12 июня 2014 года. Фото: Leo Ramirez/AFP/Getty Images
Нестабильность
Мадуро имеет вескую причину, чтобы попытаться завоевать верность армии. По крайней мере 43 человека были убиты в антиправительственных протестах в период с февраля по июнь.
Как сообщила IHS Jane’s 7 декабря, правительство обвиняет активистов оппозиционной партии Voluntad Popular в создании беспорядков. Лидера партии Леопольдо Лопеса, который находится в тюрьме с февраля, также подозревают в организации протестов, но члены партии отрицают обвинения.
В целом государственная поддержка Мадуро идёт на убыль. Предприятия страны терпят убытки, налоги растут, а сделка с Китаем выручила только на короткое время, а в долгосрочной перспективе, скорее всего, нанесёт вред Венесуэле. В то время как экономика рушится, социальные волнения увеличиваются. Вместо того чтобы решать проблемы, правительство Венесуэлы, по-видимому, намерено обвинять и нападать на оппозиционные партии.
Среди всего этого хаоса правительство Венесуэлы, похоже, заботится лишь о доходах военачальников, в то же время закупая большие партии оружия в Китае.
По словам Роберта Банкера, в стране в 2013 году совершено 24 000 убийств. Венесуэла стала самым опасным в мире местом для проживания.
«В стране царят бандитизм, грабежи и похищения людей, — сказал он. — Помимо этого, в первые месяцы 2014 года нацию потрясли протесты, вызванные как высоким уровнем насилия, так и проблемами в экономике, неспособной обеспечить людей основными товарами».
Падение нефтяных доходов вместе с кризисом в экономике делают возможность восстания ещё более реальной. «Складывается впечатление, что руководство Венесуэлы готовится к насильственным беспорядкам», — предположил Роберт Банкер.
Он добавил, что многие сейчас задаются вопросом, что будет делать правительство страны: пытаться снизить социальную напряжённость, или, опасаясь переворота, немедленно подавлять протесты, тем самым только усугубляя ситуацию. (epochtimes.ru)