Все новости » Культура и искусство » Возрождение костюма «Умирающего лебедя» балерины Анны Павловой

Возрождение костюма «Умирающего лебедя» балерины Анны Павловой

логотип Epoch times
Возрождение костюма «Умирающего лебедя» балерины Анны Павловой

Балетное платье Анны Павловой, ХХ век. По воспоминаниям танцовщицы, работавшей с Павловой, перед каждым новым спектаклем хозяйка гардероба великой балерины мадам Маня переделывала лебединую пачку. (Museum of London)

Находясь в режиме изоляции из-за пандемии, сотрудники музея Лондона решили отредактировать серию видеороликов, в которых задокументирована реставрация редко выставляемого из запасников музея костюма лебедя легендарной балерины Анны Павловой.

Считается, что Павлова надела этот костюм примерно в 1910 году для танца «Умирающий лебедь».

Великолепный костюм состоит из кремового шёлка, лифа с костями, украшенного гусиными перьями и кусочками зелёного стекла, имитирующими бриллианты, и хлопковой пачки, сделанной из тюля и блёсток. Всё вместе имитирует величественного лебедя и его невероятное оперение. Во время выступления на Павловой был головной убор с перьями и зелёным стеклом под бриллианты.

Павлова исполнила танец «Умирающего лебедя» около 4000 раз. По словам танцовщицы, работавшей с Павловой, для каждого выступления шили новый костюм.

Этот костюм редко демонстрируется из-за хрупкости и экологически чувствительных деталей, включая шёлк и гусиные перья, говорится в электронном письме музея.

Кадры реставрации были сняты для серии «Музейные запасники» незадолго до того, как костюм был отправлен в Нью-Йорк в Музей Технологического института моды на выставку «Балерина: муза современной моды».

Первые два эпизода 5-серийного фильма «Музейные запасники» теперь можно посмотреть на веб-сайте музея Лондона, и каждый месяц будет выходить новый эпизод.

В первом видео хранитель текстиля в музее Эмили Остин объясняет, что сначала проверяет состояние одежды. По её оценкам, в начале реставрации работа потребует более 100 часов из-за сложности костюма и множества различных материалов. За долгие годы костюм утратил белизну, потерял форму, исчезла резинка на плечах. Остин укрепит и выровняет некоторые гусиные перья. Юбка из тюля и шёлка изношена. Со временем по всей пачке, в основном по краям, образовались небольшие разрывы.

Во втором видео Остин объясняет, как она использует тонкую щётку из кроличьей шерсти, чтобы удалить слои пыли. Затем в ход идёт музейный пылесос с сеткой, чтобы удалить наиболее стойкую грязь с поверхности. Потом тщательно оценивает повреждение тюля и зашивает его тонкой, как волос, полиэфирной нитью под цвет материала. Она кладёт сетку на каждую прорезь, затем прикрепляет заплатку к тюлю простым непрерывным стежком, который практически не виден.

Очевидно, что для такой работы необходимы огромное терпение и внимание к деталям. Придётся дождаться третьего видео, чтобы увидеть, что будет дальше.

Как появился «Умирающий лебедь»

«Умирающий лебедь», пожалуй, самая известный сольный номер Павловой. Русский артист балета и хореограф Михаил Фокин создал этот танец по просьбе балерины в 1905 году. Павлова только что была принята в Императорский Мариинский театр в Санкт-Петербурге, и от неё требовалось исполнить сольный номер на гала-концерте.

Фокин знал о любви Павловой к лебедям. Позже у неё были лебеди на большом пруду около её лондонского дома, чтобы она могла наблюдать за ними и точно имитировать их в своём танце. Фокин также знал, что Павловой нравилось стихотворение британского поэта Альфреда Теннисона «Умирающий лебедь», в котором поэт чудесно описывает лебединую песню — прекрасную мелодию, которую поёт лебедь перед смертью.

Умирающий лебедь

Покрыта травою, пустынна, дика,
Широко тянулась степная поляна,
В одежде печальной седого тумана.
С журчанием тихим катилась река.
По ней умирающий лебедь несётся,
И жалоба громко его раздаётся.
Уж полдень; томительно ветер степной
Шумит в тростниках и, скользя над волной,
Склоняет головку лилеи речной.
Вдали поднимаются синие горы,
И снежных вершин их сверкали узоры;
И бледен, и холоден был небосклон;
Плакучая ива росла одиноко,
И слышался ветра в ветвях её стон;
Рябилися волны; над ними высоко
Играючи ласточка вольно летит;
И тиной канава покрытая спит,
Болотную зелень прорезав далеко;
И радужной краскою тина блестит.
И странною радостью, скрытой в печали,
Наполнил окрестности лебедя стон,
То с полною ясностью слышался он,
То тихим роптанием стоны звучали
И к небу взлетал замирающий звук,
И дикого лебедя гимн погребальный
То трелился слабо мелодией дальней,
То снова яснел, приближаясь. Но вдруг
Послышался песни ликующий звук,
В слиянии смелых и странных созвучий.
Так шумно народ торжествует могучий,
При звоне литавры и арф золотых,
И гул неумолчный восторгов живых
Из тесной столичной ограды несётся
В долины, где пастырей песнь раздаётся,
Когда, отдохнув от работы дневной,
Любуется пастырь вечерней звездой.
И влажные мхи, и ползущие травы,
И ветви плакучие ивы седой,
И зыбь тростниковая тихой канавы,
И берег звенящий, размытый волной.
И цвет серебристый болотных растений
В прудах и заливах пустыни немой, —
Всё залито было волной песнопений.

1840 г.

Перевод Е. Е.
«Русский вестник», 1872, No 1

Поэма Теннисона вдохновила Фокина на создание танца. Он поставил хореографию для «Лебедя» на музыку 13-й части «Карнавала животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. Первоначально партитура была написана для соло виолончели и двух фортепиано.

Русский танцевальный критик Андре Левинсон так охарактеризовал исполнение Павловой «Умирающего лебедя»:

«Сложив руки, на цыпочках она мечтательно и медленно кружит по сцене. Ровными, плавными движениями возвращаясь к заднему плану, откуда она появилась, она, кажется, устремляется к горизонту, как будто ещё мгновение — и она полетит. Напряжение постепенно спадает, и она падает на землю, слабо размахивая руками, как от боли. Затем, неуверенно шагая к краю сцены — ноги дрожат, как струны арфы — одним быстрым скользящим движением правой ноги по земле она опускается на левое колено — воздушное существо борется с земными оковами; и там, охваченная болью, умирает».

Примечательно, что последними словами Павловой на смертном одре в 1931 году были: «Приготовь мой костюм лебедя».

Лоррейн Ферьер

Источник: The Epoch Times

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Комментарии:
Рекомендуем