Балетное платье Анны Павловой, ХХ век. По воспоминаниям танцовщицы, работавшей с Павловой, перед каждым новым спектаклем хозяйка гардероба великой балерины мадам Маня переделывала лебединую пачку.
(Museum of London) | Epoch Times Россия
Балетное платье Анны Павловой, ХХ век. По воспоминаниям танцовщицы, работавшей с Павловой, перед каждым новым спектаклем хозяйка гардероба великой балерины мадам Маня переделывала лебединую пачку. (Museum of London)

Возрождение костюма «Умирающего лебедя» балерины Анны Павловой

Автор: 18.05.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:57

Находясь в режиме изоляции из-за пандемии, сотрудники музея Лондона решили отредактировать серию видеороликов, в которых задокументирована реставрация редко выставляемого из запасников музея костюма лебедя легендарной балерины Анны Павловой.

Считается, что Павлова надела этот костюм примерно в 1910 году для танца «Умирающий лебедь».

Великолепный костюм состоит из кремового шёлка, лифа с костями, украшенного гусиными перьями и кусочками зелёного стекла, имитирующими бриллианты, и хлопковой пачки, сделанной из тюля и блёсток. Всё вместе имитирует величественного лебедя и его невероятное оперение. Во время выступления на Павловой был головной убор с перьями и зелёным стеклом под бриллианты.

Павлова исполнила танец «Умирающего лебедя» около 4000 раз. По словам танцовщицы, работавшей с Павловой, для каждого выступления шили новый костюм.

Этот костюм редко демонстрируется из-за хрупкости и экологически чувствительных деталей, включая шёлк и гусиные перья, говорится в электронном письме музея.

Кадры реставрации были сняты для серии «Музейные запасники» незадолго до того, как костюм был отправлен в Нью-Йорк в Музей Технологического института моды на выставку «Балерина: муза современной моды».

Первые два эпизода 5-серийного фильма «Музейные запасники» теперь можно посмотреть на веб-сайте музея Лондона, и каждый месяц будет выходить новый эпизод.

В первом видео хранитель текстиля в музее Эмили Остин объясняет, что сначала проверяет состояние одежды. По её оценкам, в начале реставрации работа потребует более 100 часов из-за сложности костюма и множества различных материалов. За долгие годы костюм утратил белизну, потерял форму, исчезла резинка на плечах. Остин укрепит и выровняет некоторые гусиные перья. Юбка из тюля и шёлка изношена. Со временем по всей пачке, в основном по краям, образовались небольшие разрывы.

Во втором видео Остин объясняет, как она использует тонкую щётку из кроличьей шерсти, чтобы удалить слои пыли. Затем в ход идёт музейный пылесос с сеткой, чтобы удалить наиболее стойкую грязь с поверхности. Потом тщательно оценивает повреждение тюля и зашивает его тонкой, как волос, полиэфирной нитью под цвет материала. Она кладёт сетку на каждую прорезь, затем прикрепляет заплатку к тюлю простым непрерывным стежком, который практически не виден.

Очевидно, что для такой работы необходимы огромное терпение и внимание к деталям. Придётся дождаться третьего видео, чтобы увидеть, что будет дальше.

Как появился «Умирающий лебедь»

«Умирающий лебедь», пожалуй, самая известный сольный номер Павловой. Русский артист балета и хореограф Михаил Фокин создал этот танец по просьбе балерины в 1905 году. Павлова только что была принята в Императорский Мариинский театр в Санкт-Петербурге, и от неё требовалось исполнить сольный номер на гала-концерте.

Фокин знал о любви Павловой к лебедям. Позже у неё были лебеди на большом пруду около её лондонского дома, чтобы она могла наблюдать за ними и точно имитировать их в своём танце. Фокин также знал, что Павловой нравилось стихотворение британского поэта Альфреда Теннисона «Умирающий лебедь», в котором поэт чудесно описывает лебединую песню — прекрасную мелодию, которую поёт лебедь перед смертью.

Умирающий лебедь

Покрыта травою, пустынна, дика,
Широко тянулась степная поляна,
В одежде печальной седого тумана.
С журчанием тихим катилась река.
По ней умирающий лебедь несётся,
И жалоба громко его раздаётся.
Уж полдень; томительно ветер степной
Шумит в тростниках и, скользя над волной,
Склоняет головку лилеи речной.
Вдали поднимаются синие горы,
И снежных вершин их сверкали узоры;
И бледен, и холоден был небосклон;
Плакучая ива росла одиноко,
И слышался ветра в ветвях её стон;
Рябилися волны; над ними высоко
Играючи ласточка вольно летит;
И тиной канава покрытая спит,
Болотную зелень прорезав далеко;
И радужной краскою тина блестит.
И странною радостью, скрытой в печали,
Наполнил окрестности лебедя стон,
То с полною ясностью слышался он,
То тихим роптанием стоны звучали
И к небу взлетал замирающий звук,
И дикого лебедя гимн погребальный
То трелился слабо мелодией дальней,
То снова яснел, приближаясь. Но вдруг
Послышался песни ликующий звук,
В слиянии смелых и странных созвучий.
Так шумно народ торжествует могучий,
При звоне литавры и арф золотых,
И гул неумолчный восторгов живых
Из тесной столичной ограды несётся
В долины, где пастырей песнь раздаётся,
Когда, отдохнув от работы дневной,
Любуется пастырь вечерней звездой.
И влажные мхи, и ползущие травы,
И ветви плакучие ивы седой,
И зыбь тростниковая тихой канавы,
И берег звенящий, размытый волной.
И цвет серебристый болотных растений
В прудах и заливах пустыни немой, —
Всё залито было волной песнопений.

1840 г.

Перевод Е. Е.
«Русский вестник», 1872, No 1

Поэма Теннисона вдохновила Фокина на создание танца. Он поставил хореографию для «Лебедя» на музыку 13-й части «Карнавала животных» французского композитора Камиля Сен-Санса. Первоначально партитура была написана для соло виолончели и двух фортепиано.

Русский танцевальный критик Андре Левинсон так охарактеризовал исполнение Павловой «Умирающего лебедя»:

«Сложив руки, на цыпочках она мечтательно и медленно кружит по сцене. Ровными, плавными движениями возвращаясь к заднему плану, откуда она появилась, она, кажется, устремляется к горизонту, как будто ещё мгновение — и она полетит. Напряжение постепенно спадает, и она падает на землю, слабо размахивая руками, как от боли. Затем, неуверенно шагая к краю сцены — ноги дрожат, как струны арфы — одним быстрым скользящим движением правой ноги по земле она опускается на левое колено — воздушное существо борется с земными оковами; и там, охваченная болью, умирает».

Примечательно, что последними словами Павловой на смертном одре в 1931 году были: «Приготовь мой костюм лебедя».

Лоррейн Ферьер

Источник: The Epoch Times

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА