Все новости » Мода » Красота » Выставка китайского костюма в Метрополитен-музее не представила подлинную китайскую культуру

Выставка китайского костюма в Метрополитен-музее не представила подлинную китайскую культуру



Метрополитен-музей открыл грандиозную выставку китайских костюмов «Китай: взгляд сквозь витрину». Очевидно, что главная задача выставки — устроить праздник красоты и показать, как китайская эстетика повлияла на западное  воображение, а не отразить историю китайского костюма.  /epochtimes.ru/

Метрополитен-музей попытался угодить коммунистическим властям. На выставке был выставлен костюм Мао Цзэдуна, платья работы Вивиан Там с портретами Мао Цзэдуна и ансамбль Диора, вдохновлённый Мао. Впрочем, это неудивительно, учитывая, что спонсорами выставки  стали влиятельные лица Китая.

Чайна-таун, а не Китай

Выставка, разместившаяся на трёх этажах, была наполнена яркими дизайнерскими нарядами, которые имеют отдалённое сходство с одеждой эпохи Цин или узорами на древней керамике и бронзе. Другие экспонаты, например, пиджак Ральфа Лорена из красной парчи ― западная одежда, сшитая из китайских тканей.

IMG_1084-600x450

Кадр из фильма «Дом летающих кинжалов», демонстрируемый во время выставки «Китай: взгляд сквозь витрину», 13 мая 2015 г., Нью-Йорк. Фото: Christine Lin/Epoch Times

Одежда ослепляет вышивкой и экзотикой. Они выставлены на фоне жидкокристаллических экранов, где крутят отрывки из китайских боевиков с кунг-фу и старых шанхайских мелодрам.

Вечерний наряд дизайнера Го Пэй, коллекция весна-лето 2007 г. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Вечерний наряд дизайнера Го Пэй, коллекция весна-лето 2007 г. Фото: The Metropolitan Museum of Art

Каждый манекен увенчан невероятным футуристическим головным убором из металла и проволоки. Декорации из пекинской оперы (по крайней мере так указал музей) напоминают сцену вторжения инопланетян.

IMG_1069-315x450

Выставка в Метрополитен-музее «Китай: взгляд сквозь витрину», 13 мая 2015 г., Нью-Йорк. Фото: Christine Lin/Epoch Times

Впрочем, устроители выставки признают, что выставка не претендует на историческую точность. Её куратор Эндрю Болтон  отмечает, что китайская культура претерпела искажение в глазах западных людей, и это двустороннее явление.

«Китайские предметы искусства, продававшиеся на экспорт, внесли вклад в создание китайского мифа», ― заявил Болтон в интервью газете The Washington Post.

У китайской культуры с давних времён было два лица: одно — настоящее, другое ― для внешнего мира. Достаточно взглянуть на старинный экспортный китайский фарфор. Узоры на нём адаптировались под вкус англичан, голландцев и других народов, для кого предназначался этот фарфор.  Сами китайцы не использовали такую посуду, но она повсеместно распространилась за рубежом. Стоит ли удивляться, что у европейцев сложилось ошибочное понимание китайской культуры.

Исчезающая история

Фасоны нарядов большей части выставки отражают придворные одеяния Цин, последней династии Китая (1644–1912), эпохи Китайской республики (когда стали популярны ципао ― обтягивающие платья  со стойкой) и период «культурной революции» (1966–1976). Остальные эпохи, то есть 94% китайской истории, остались не представленными.

Китайская коллекция в «Метрополитене» содержит примерно 200 костюмов, головных уборов и других предметов XVII века и более поздних эпох. Из династий до нашей эры ― всего три подвески и пуговица.

В этом, конечно, нет ничего удивительного: в истории Китая было много войн, имущество разграблялось, а ткани имеют свойство сгнивать. Если посмотреть коллекции костюмов и аксессуаров из других стран, то из предметов, относящихся к 500-1000 гг.,  в музее есть лишь пара золотых серёг. Из периода 1400-1600 гг. имеется только  49 предметов, включая очень потрёпанные  головные уборы и туфли.

Раз образцы древних китайских костюмов не сохранились, значит ли это, что их нельзя воссоздать?

Возрождения традиционного китайского костюма

Небольшая группа энтузиастов по всему миру работает над воссозданием ханьфу  ― костюмов эпох  Тан, Сун, Мин и других династий, предшествовавших маньчжурской династии Цин. «Хань» означает ханьцы, основная этническая группа Китая, а «фу» ― одежда. Ханьфу ― это исконная одежда китайцев.

hanfu-299x450

Наряд династии Тан тайваньского дизайнера Ван Ли-Юя, конкурс ханьфу NTD – 2013. Фото: Dai Bing/Epoch Times

Создание ханьфу напоминает восстановление мамонтов по фрагментам ДНК   ― частично наука, частично работа наугад. Дизайнер использует в своей работе древние картины, скульптуры и фрагменты текстов, где упоминается одежда. Однако ни один из этих источников не даёт исчерпывающей информации о фасонах, материале или социальных нормах, связанных с одеждой.

Конкурс ханьфу, организованный телевидением NTDTV ― единственное официальное мероприятие, объединяющее энтузиастов ханьфу. В нём участвуют десятки дизайнеров из Азии, Северной Америки и Европы. Последний раз конкурс проводился в сентябре 2013 г. в Нью-Йорке. 

Кроме того, внутри Китая есть движение ханьфу. Некоторые носят такую одежду в повседневной жизни. Их обычно считают смелыми,  эксцентричными или старомодными. В Китае всего несколько десятилетий назад любые традиционные вещи были объектом для нападок и преследования.

Внутреннее содержание китайского костюма

При каждой династии существовала своя мода. Одежда династии Тан отличалась насыщенными цветами, широкими рукавами и роскошью. При династии Сун использовались более нежные тона, скромный покрой, были популярны юбки со складками. Монгольская династия Юань и последующая за ней династия Мин, когда китайцы вернули власть над страной, отличалась даосским духом, который повлиял на одежду.

hanfu-t-3-300x450

Ансамбль династии Мин  работы тайваньского дизайнера Йе Мэй-Чень, конкурс ханьфу NTD – 2013. Фото: Dai Bing/Epoch Times

Идея китайских костюмов сильно отличается от европейской одежды. Европейцы всегда ценили чёткие линии и точный покрой, который придаёт телу определённый силуэт. Китайские же одеяния свободно окутывают тело, не изменяя его. Одежда должна была демонстрировать внутренний дух своего владельца, а не его или её фигуру.

Одежда ханьфу выражала спокойствие и почтение ― главные ценности древнего Китая, которым следовало всё общество от императора до простого крестьянина.  В дизайне ханьфу переплелись идеи конфуцианства, буддизма и даосизма.

Возможно, дизайнеры ханьфу не воссоздают исторически точные костюмы, но сама идея, стоящая за этими костюмами, достойна того, чтобы над ней продолжать работать.

 

Версия на английском



НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ

История коммунизма


Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать epochtimes в Яндекс Дзен

ПОДПИСАТЬСЯ
Top