Забытые ступенчатые колодцы Индии

Автор: 04.11.2020 Обновлено: 13.09.2023 21:31

Трудно представить себе целую категорию архитектуры, ускользнувшую от внимания историков, правителей и общественности. Но именно это произошло с уникальными ступенчатыми колодцами в Индии. Никогда не слышали о них? Не волнуйтесь, вы не одиноки: миллионы туристов в Индии посещают дворцы, крепости, гробницы и храмы, но не обращают внимания на эти древние водные сооружения, расположенные иногда неподалёку от самых популярных достопримечательностей, таких как гробница Хумаюна в Дели или Тадж-Махал в Агре.

Но теперь обостряющийся водный кризис в Индии может привести к полному высыханию некоторых из этих подземных сооружений, которые уже не способны собирать и хранить воду. Надеюсь, что туристам будут показывать и эти «исчезающие виды» архитектуры.

Элементарные ступенчатые колодцы впервые появились в Индии между II и IV веками, в местах с капризным климатом, абсолютно сухим в течение большей части года, где только в течение нескольких недель идут проливные муссонные дожди. Нужно было обеспечить круглогодичное водоснабжение для питья, купания, полива и мытья, особенно в засушливых штатах Гуджарат (где ступенчатые колодцы называются вав) и Раджастан (где их называют баолиi, баори или бавди), где грунтовые воды залегают глубоко под землёй. На протяжении веков строительство ступенчатых колодцев развивалось и в XI веке они стали поразительно сложными творениями с точки зрения инженерии, архитектуры и искусства.

Строительство ступенчатых колодцев включает в себя не только рытьё глубокой цилиндрической скважины, которую заполняла дождевая вода, но и прокладку каменных дренажных «канав», в которые перетекала вода из скважины, и ступеней, по которым можно было добраться до неё. Уровень воды постоянно колебался. В сухие сезоны приходилось спускаться вниз на сотни ступеней, чтобы достичь дна колодца, где ещё оставалась вода. А в дождливые сезоны каменные траншеи превращались в большие цистерны, заполненные до краёв, иногда вода даже вытекала на поверхность. Эта оригинальная система накопления и сохранения воды использовалась в течение тысячелетия.

Во многих колодцах, особенно в штате Гуджарат, построены крытые «павильоны» на каждом последующем уровне, они дают тень и поддерживают стены при сильном давлении воды. Большинство ступенчатых колодцев постепенно сужаются от поверхности ко дну, где температура воздуха ниже и вода освежающе прохладная. Это своего рода обратная архитектура, направленная вниз, а не вверх, как обычно. Многие ступенчатые колодцы почти не выходят на поверхность, видна только низкая каменная стена, поэтому внезапное столкновение с этой сделанной человеком пропастью вызывает большое удивление. Когда находишься внутри, обретаешь телескопическое зрение, возвышающиеся павильоны и мощная игра света и тени в равной степени дезориентируют, там чертовски трудно фотографировать.

К XIX веку несколько тысяч ступенчатых колодцев разной величины и сложности построили по всей Индии, в городах, деревнях, и даже в частных садах. Их строили также на оживлённых торговых маршрутах, на пути паломников. Там путешественники и паломники могли оставить своих животных и укрыться в тени крытых аркад. Эти колодцы были общественными сооружениями, доступные для людей обоих полов, любого исповедания. Считалось крайне почётным построить такой колодец, земной бастион против Вечности. Говорят, что четверть из этих богатых или влиятельных меценатов составляли женщины. Учитывая, что доставка воды была и до сих пор остаётся уделом женщин, ступенчатые колодцы позволяли женщинам сделать передышку в их строго регламентированной жизни, и поход за водой в общественный колодец был важным видом социальной активности.

Ступенчатые колодцы бывают разного размера, формы и построены из разных материалов. Они бывают прямоугольными, круглыми или даже L-образной формы, построены из камня, щебня или кирпича и имеют четыре отдельных входа. Но среди нет двух одинаковых — каждый имеет уникальные характеристики. Многое зависело от того, где, когда и кем они построены и введены в эксплуатацию.

Индуистские колодцы выглядят как подземные храмы и изобилуют скульптурными изображениями мужских и женских божеств, в честь которых были построены. Эти скульптуры сформировали духовный фон для ритуальных омовений, молитв и подношений, которые играют важную роль в индуизме. Несмотря на отсутствие грунтовых вод, некоторые колодцы и сегодня продолжают использоваться в качестве активных храмов, например Мата Бхавани вав XI века в Ахмадабаде.

Самым сложным скульптурным убранством отличается Рани ки Вав (королевский колодец), расположенный в двух часах езды от Патана. Он построен по заказу королевы Удаймати около 1060 года. в память её покойного супруга. Размеры колодца огромны: длина 64 метра, ширина почти 20 м. Разрушительное наводнение похоронило вав под песком и грязью. В 1980-х годах раскопки и восстановление Рани ки вав (который может получить статус памятника мирового наследия ЮНЕСКО в ближайшее время) были завершены. Поблизости находится Бахадур Сингх ки вав, в настоящее время полностью окружённый жилыми домами.

Когда мусульмане завоевали Индию (даты различаются в зависимости от региона), конструкция ступенчатых колодцев изменилась и структурно, и декоративно. Индуистские строители использовали балочные перекрытия и ступенчатые карнизы вместо купола. Мусульмане ввели арку и «истинный» купол. Индуистские художники создавали каменные скульптуры и фризы с изображениями божеств, людей и животных, а ислам запрещал изображения любых существ. Однако в Гуджарате обе традиции оюъединидись около 1500 г., что привело к созданию двух замечательных ступенчатых сооружений недалеко от новой столицы Ахмадабада.

Оба колодца, Рудабай и Дада харир, имеют 8-угольную форму и 5 этажей и построены по заказу женщин-меценатов. Хотя Рудабай вав имеет три отдельных входа (редкость), он и Дада Харир вав являются концептуальными двоюродными братьями, построенными одновременно, всего в двенадцати милях друг от друга, под исламским правлением индуистскими ремесленниками. Каждый богато украшен, но в обоих заметно отсутствие божеств и человеческих фигур. Среди других, более мрачных исламских ступенчатых колодцев эти два заметно выделяются.

Что касается нынешнего состояния ступенчатых колодцев, те из них, которые заполнены водой, находятся в относительно приличном состоянии, особенно те немногие, где появляются туристы. Но состояние большинства колодцев просто плачевное по ряду причин. В частности, под британским владычеством ступенчатые колодцы считались антисанитарными, рассадниками болезней и паразитов, поэтому их вывели из строя или уничтожили, некоторые превратились в свалки и туалеты, а другие были перепрофилированы в склады или просто заброшены.

Из-за нерегулируемого использования подземных вод многие колодцы пересохли, а если в некоторых и есть вода, то в ней плавает мусор, или она заросла травами.

Есть ли будущее у этих уникальных сооружений? Растущая актуальность сохранения водных ресурсов привела к очистке от ила и «реактивации» нескольких колодцев в Дели и Гуджарате в надежде, что они могут снова собирать и хранить воду. Между тем, ряд современных архитекторов черпают вдохновение из древних колодцев и создают сооружения, которые могут вызвать интерес и признательность к этим исчезающим чудесам архитектуры.

Конечно, нужно больше книг, исследований и статей, чтобы осведомить общественность. А пока можно позвать друзей, сесть на самолёт и полюбоваться на эти древние уникальные сооружения, прежде чем они исчезнут навсегда.

Виктория Лаутман — независимая журналистка, специалист по архитектуре, искусству и дизайну. Она имеет степень магистра в области истории искусства, степень бакалавра в области археологии. В ходе частых поездок по Индии она посетила более сорока ступенчатых колодцев и планирует посмотреть многое другое. Вы можете посетить её сайт.

Статья и фотографии опубликованы с разрешения автора.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА