Двойная страница рукописи о памятнике Сфорца из «Мадридских кодексов», давно утраченного манускрипта Леонардо да Винчи. (Public Domain)

Как профессор Университета Массачусетса обнаружил утерянные работы да Винчи

После смерти да Винчи в 1519 году все его рукописи остались у его любимого ученика Франческо Мельци
Обновлено: 23.02.2024 12:34
Вряд ли частные мысли и диковинки Леонардо да Винчи дошли бы до наших дней, если бы не старания его любимого ученика Франческо Мельци. Когда да Винчи умер в 1519 году, все его рукописи — или как да Винчи их называл, «коллекция без порядка» — остались у Мельци.

Мельци считается частью плеяды Леонардо — художников, которые находились под влиянием да Винчи и использовали многие художественные приёмы мастера. Более того, некоторые работы Мельци долгое время считались работами да Винчи. Когда Мельци умер в 1570 году, рукописи да Винчи рассеяны его сыном, Орацио, который явно не относился к рукописям да Винчи так же трепетно. Тринадцать рукописей были украдены Лелио Гаварди, который был репетитором в доме Мельци. Гаварди убедили вернуть их.

Как профессор Университета Массачусетса обнаружил утерянные работы да Винчи
Франческо Мельци, ученик Леонардо да Винчи, 1510-1511, Джованни Антонио Больтраффио. (Public Domain)

Орацио объявил, что в его руках находится множество рукописей да Винчи, а также свободные и разрозненные страницы с записями, идеями и набросками мастера. Эта информация насторожила многочисленных претендентов, которые боролись за право обладания. Выдающийся итальянский скульптор Помпео Леони познакомился с Орацио и приобрёл семь рукописей. Позже он приобрёл ещё больше работ.

Как профессор Университета Массачусетса обнаружил утерянные работы да Винчи
Кодекс Атлантикус, XVII век, собранный Помпео Леони. (Public Domain)

Из своей коллекции Леони собрал знаменитый Codex Atlanticus, который сегодня известен как крупнейшее собрание рисунков и записей да Винчи. Считается, что коллекция Леони была весьма обширной и включала в себя рукописи A, B, D, E, F, G, H, I, L и M; рукопись «Полёт птиц»; кодексы Ashburnham; Codex Trivulzianus; вышеупомянутый Codex Atlanticus; Виндзорские рукописи; Codex Arundel; и Codex Madrid I и II.

Испания и манускрипты

Леони, ставший любимым скульптором испанской знати, умер в Мадриде в октябре 1608 года. Его коллекция из 13 рукописей да Винчи перешла к его зятю, Полидоро Кальки. После 1608 года следы работ мастера становятся труднодоступными. Известно, что Codex Atlanticus был подарен Амброзианской библиотеке в Милане, которая открылась в 1609 году. Однако другие работы да Винчи передавались с места на место и от человека к человеку на протяжении веков.

Столетие спустя в Мадриде король Филипп V одобрил создание Королевской библиотеки Испании. Её строительство было завершено в 1712 году.

В 1590 году Леони предложил Мадридский кодекс I и II королю Филиппу II. Король отказался их покупать, но в итоге они попали в библиотеку испанской монархии. В то время как большинство из 13 рукописей Леони попали в Королевскую коллекцию в Англии, приобретённую королём Георгом III за £20 тыс. ($6,5 млн сегодня), эти два остались в Мадриде.

В Мадридских кодексах, содержащих 700 страниц, обсуждаются теоретическая механика, карты региона Тоскана, военная архитектура, заметки о живописи, планы конного памятника Франческо Сфорца (который так и не был создан) и длинный список названий книг, которые он использовал в качестве справочников для своих исследований. Записки охватывают 15-летний период с 1491 по 1505 год, который многие считают расцветом творчества Леонардо.

Как профессор Университета Массачусетса обнаружил утерянные работы да Винчи
Портрет Леонардо да Винчи, 1516 год, автор Франческо Мельци. (Public Domain)

Неправильное размещение работ да Винчи

Хотя Мадридские кодексы оставались в своём городе-тёзке, они перешли из Кальчи к одному из великих испанских коллекционеров Хуану де Эспине. После его смерти в 1642 году, через 150 лет после того, как Христофор Колумб покинул Испанию в поисках нового пути в Индию, что привело к открытию Американского континента, Эспина оставил работы испанскому королю Филиппу IV. Они пролежали в монархической библиотеке почти 200 лет, пока в 1830 году не были перевезены в Национальную библиотеку Мадрида (Национальная библиотека Испании).

Кодексы Мадрид I и II теперь надёжно хранились в огромной библиотеке. Однако простая ошибка в каталогизации привела к тому, что эти две важные работы да Винчи были потеряны почти на 150 лет. О том, что работы были потеряны, стало ясно, когда в 1898 году один флорентийский профессор запросил кодексы, но найти их не удалось.

В середине XX века два американских исследователя да Винчи, Ладислао Рети из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Жюль Пиккус из Массачусетского университета, вряд ли могли предположить, что их величайший вклад в изучение да Винчи будет сделан по чистой случайности.

Историческая находка

Рети, автор и редактор нескольких работ о да Винчи, давно выражал свою озабоченность тем, что большинство работ да Винчи отсутствуют. Исследуя в Национальной библиотеке Испании работы Хуанело Турриано, математика и инженера XVI века, он в 1964 году инициировал поиск в мадридской библиотеке. Эти поиски не привели ни к каким результатам.

Через несколько лет после этих бесплодных поисков Пиккус оказался на работе в испанской библиотеке. Он изучал средневековые «кансьонерос» — испанские или португальские сборники песен и поэзии. Проводя исследования, Пиккус заметил пробел в каталоге библиотеки и попросил найти и принести ему недостающие предметы. Когда тележка с каталогом прибыла на место, Пиккус и сотрудники библиотеки ещё не знали, что только что подарили ему недостающие Мадридские кодексы. Именно в эту неделю истории, 13 февраля 1967 года, американский профессор в Испании обнаружил Мадридские кодексы итальянского мастера.

Возвращение Рети

Когда Пиккус понял, что ему досталось, он сообщил об этом в библиотеку. После этого с Рети связался преподобный Хосе Лопес де Торо, заместитель директора библиотеки и глава отдела рукописей, и попросил его вернуться, чтобы проверить подлинность материалов. Рети подтвердил, что давно пропавшие Мадридские кодексы были найдены там, где и предполагалось.

Как профессор Университета Массачусетса обнаружил утерянные работы да Винчи
Проект Леонардо гигантского арбалета из Codex Atanticus. (Public Domain)

В октябре 1967 года Рети опубликовал свой первый научный отчёт о находке, озаглавленный «Кодексы Леонардо да Винчи в Национальной библиотеке Мадрида». Американское издательство McGraw-Hill выиграло тендер на публикацию Мадридских кодексов стоимостью $2 млн, и Рети был назначен переводчиком. Часть пятитомника включает комментарии Рети к кодексам.

Рети был награждён медалью Леонардо да Винчи Общества истории техники. Медаль была вручена ему 29 декабря 1972 года на ежегодном банкете Общества истории техники и Общества истории науки в Вашингтоне. К сожалению, в следующем году у Рети была диагностирована опухоль мозга.

Издательство McGraw-Hill опубликовало работу осенью 1974 года, но Рети уже умер. Пиккус, профессор, случайно обнаруживший давно потерянные работы да Винчи, прожил ещё 30 лет после открытия.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА