Мельци считается частью плеяды Леонардо — художников, которые находились под влиянием да Винчи и использовали многие художественные приёмы мастера. Более того, некоторые работы Мельци долгое время считались работами да Винчи. Когда Мельци умер в 1570 году, рукописи да Винчи рассеяны его сыном, Орацио, который явно не относился к рукописям да Винчи так же трепетно. Тринадцать рукописей были украдены Лелио Гаварди, который был репетитором в доме Мельци. Гаварди убедили вернуть их.

Орацио объявил, что в его руках находится множество рукописей да Винчи, а также свободные и разрозненные страницы с записями, идеями и набросками мастера. Эта информация насторожила многочисленных претендентов, которые боролись за право обладания. Выдающийся итальянский скульптор Помпео Леони познакомился с Орацио и приобрёл семь рукописей. Позже он приобрёл ещё больше работ.

Из своей коллекции Леони собрал знаменитый Codex Atlanticus, который сегодня известен как крупнейшее собрание рисунков и записей да Винчи. Считается, что коллекция Леони была весьма обширной и включала в себя рукописи A, B, D, E, F, G, H, I, L и M; рукопись «Полёт птиц»; кодексы Ashburnham; Codex Trivulzianus; вышеупомянутый Codex Atlanticus; Виндзорские рукописи; Codex Arundel; и Codex Madrid I и II.
Испания и манускрипты
Леони, ставший любимым скульптором испанской знати, умер в Мадриде в октябре 1608 года. Его коллекция из 13 рукописей да Винчи перешла к его зятю, Полидоро Кальки. После 1608 года следы работ мастера становятся труднодоступными. Известно, что Codex Atlanticus был подарен Амброзианской библиотеке в Милане, которая открылась в 1609 году. Однако другие работы да Винчи передавались с места на место и от человека к человеку на протяжении веков.
Столетие спустя в Мадриде король Филипп V одобрил создание Королевской библиотеки Испании. Её строительство было завершено в 1712 году.
В 1590 году Леони предложил Мадридский кодекс I и II королю Филиппу II. Король отказался их покупать, но в итоге они попали в библиотеку испанской монархии. В то время как большинство из 13 рукописей Леони попали в Королевскую коллекцию в Англии, приобретённую королём Георгом III за £20 тыс. ($6,5 млн сегодня), эти два остались в Мадриде.
В Мадридских кодексах, содержащих 700 страниц, обсуждаются теоретическая механика, карты региона Тоскана, военная архитектура, заметки о живописи, планы конного памятника Франческо Сфорца (который так и не был создан) и длинный список названий книг, которые он использовал в качестве справочников для своих исследований. Записки охватывают 15-летний период с 1491 по 1505 год, который многие считают расцветом творчества Леонардо.

Неправильное размещение работ да Винчи
Хотя Мадридские кодексы оставались в своём городе-тёзке, они перешли из Кальчи к одному из великих испанских коллекционеров Хуану де Эспине. После его смерти в 1642 году, через 150 лет после того, как Христофор Колумб покинул Испанию в поисках нового пути в Индию, что привело к открытию Американского континента, Эспина оставил работы испанскому королю Филиппу IV. Они пролежали в монархической библиотеке почти 200 лет, пока в 1830 году не были перевезены в Национальную библиотеку Мадрида (Национальная библиотека Испании).
Кодексы Мадрид I и II теперь надёжно хранились в огромной библиотеке. Однако простая ошибка в каталогизации привела к тому, что эти две важные работы да Винчи были потеряны почти на 150 лет. О том, что работы были потеряны, стало ясно, когда в 1898 году один флорентийский профессор запросил кодексы, но найти их не удалось.
В середине XX века два американских исследователя да Винчи, Ладислао Рети из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Жюль Пиккус из Массачусетского университета, вряд ли могли предположить, что их величайший вклад в изучение да Винчи будет сделан по чистой случайности.
Историческая находка
Рети, автор и редактор нескольких работ о да Винчи, давно выражал свою озабоченность тем, что большинство работ да Винчи отсутствуют. Исследуя в Национальной библиотеке Испании работы Хуанело Турриано, математика и инженера XVI века, он в 1964 году инициировал поиск в мадридской библиотеке. Эти поиски не привели ни к каким результатам.
Через несколько лет после этих бесплодных поисков Пиккус оказался на работе в испанской библиотеке. Он изучал средневековые «кансьонерос» — испанские или португальские сборники песен и поэзии. Проводя исследования, Пиккус заметил пробел в каталоге библиотеки и попросил найти и принести ему недостающие предметы. Когда тележка с каталогом прибыла на место, Пиккус и сотрудники библиотеки ещё не знали, что только что подарили ему недостающие Мадридские кодексы. Именно в эту неделю истории, 13 февраля 1967 года, американский профессор в Испании обнаружил Мадридские кодексы итальянского мастера.
Возвращение Рети
Когда Пиккус понял, что ему досталось, он сообщил об этом в библиотеку. После этого с Рети связался преподобный Хосе Лопес де Торо, заместитель директора библиотеки и глава отдела рукописей, и попросил его вернуться, чтобы проверить подлинность материалов. Рети подтвердил, что давно пропавшие Мадридские кодексы были найдены там, где и предполагалось.

В октябре 1967 года Рети опубликовал свой первый научный отчёт о находке, озаглавленный «Кодексы Леонардо да Винчи в Национальной библиотеке Мадрида». Американское издательство McGraw-Hill выиграло тендер на публикацию Мадридских кодексов стоимостью $2 млн, и Рети был назначен переводчиком. Часть пятитомника включает комментарии Рети к кодексам.
Рети был награждён медалью Леонардо да Винчи Общества истории техники. Медаль была вручена ему 29 декабря 1972 года на ежегодном банкете Общества истории техники и Общества истории науки в Вашингтоне. К сожалению, в следующем году у Рети была диагностирована опухоль мозга.
Издательство McGraw-Hill опубликовало работу осенью 1974 года, но Рети уже умер. Пиккус, профессор, случайно обнаруживший давно потерянные работы да Винчи, прожил ещё 30 лет после открытия.
__________
Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram







































