Мария-Антуанетта на портрете Элизабет Вига Леброн, 1783 год | Изображение: Public Domain  | Epoch Times Россия
Мария-Антуанетта на портрете Элизабет Вига Леброн, 1783 год | Изображение: Public Domain

Кто на самом деле сказал: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные»?

Лживая пропаганда во время Французской революции сыграла свою роль
Автор: 20.03.2022 Обновлено: 20.03.2022 19:39
Кто же сказал знаменитую французскую фразу: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные»? Если вы подумали о королеве Марии-Антуанетте, которая жила в XVIII веке во времена Французской революции, вы, вероятно, ошибаетесь.

Первым, кто изложил это в письменной форме, был французский философ Жан-Жак Руссо в своей автобиографической книге «Исповедь». Там он рассказывает о некой принцессе (не называя её имени), которая, услышав, что у крестьян нет хлеба, сказала: «Тогда пусть едят бриоши» (Brioche – сладкая масляная булочка).

Здесь возникает первый вопрос: действительно ли такие слова произнесла Мария-Антуанетта? Руссо написал «Исповедь» в 1769 году. В те дни Мария-Антуанетта, которую ещё звали Марией-Антонией, была австрийской принцессой и по сути не имела никакого отношения к Франции.

Только в 1770 году, когда ей было немногим более 14 лет, между австрийской императрицей-матерью Марией-Терезией и тогдашним королём Франции Людовиком XV было достигнуто дипломатическое соглашение о её будущем браке с тем, кто впоследствии стал Людовиком XVI. В самом деле, совсем не ясно, какую принцессу имел в виду Руссо в своих записях. Некоторые утверждают, что подобно другим сфабрикованным подробностям в своей автобиографической книге, он придумал и эту цитату.

Другие относят высказывание к середине XVII века, примерно на 100 лет раньше. То есть авторство приписывают испанской принцессе Марии-Терезии, будущей жене Людовика XIV (1638–1683 гг.). Подтверждение этого аргумента можно найти в мемуарах Людовика XVIII, младшего брата Людовика XVI, который заявил, что это высказывание передаётся, как древняя легенда, и что в семье всегда считалось, что человек, который сказал это, была Мария-Терезия, присоединившаяся к французской монархии в 1660 году.

Но помимо такого рода подробностей, чуть более глубокое знакомство с характером Марии-Антуанетты показывает, что такое высказывание ей совершенно не свойственно. Хотя сторонники революции заклеймили её «чужестранной» королевой, гедонисткой, равнодушной к бедственному положению своих французских подданных, но на деле всё было гораздо сложнее.

Правда, она и её супруг действительно наслаждались богатой жизнью в то время, когда французский народ столкнулся с бедностью и лишениями. Политика короля Франции также не способствовала улучшению экономического положения страны. С другой стороны, наблюдение за поведением Марии-Антуанетты показывает, что она вовсе не была невосприимчивой к бедам людей или как-то игнорировала их.

Вскоре после прибытия принцессы во Францию ​​состоялось пышное свадебное торжество. Во время фейерверка возник сильный пожар, и в результате возникшей паники погибло 132 человека. Мария-Антуанетта лично заботилась о семьях погибших и даже жертвовала им своё ежемесячное содержание.

После своей коронации в 1774 году она позаботилась об облегчении налогового бремени, когда отменила налог на «королевский пояс» на том основании, что королевы больше не носят поясов. Год спустя, когда во Франции вспыхнули жестокие беспорядки из-за роста цен на пшеницу и хлеб («Мучная война», апрель-май 1775 г.), Мария-Антуанетта писала своей семье в Австрию:

«Конечно, когда мы видим, что люди так хорошо относятся к нам несмотря на их тяжёлое положение, мы должны больше, чем когда-либо, трудиться для их блага».

На протяжении многих лет она и её муж были покровителями благотворительного фонда, который поддерживал пожилых людей, слепых и вдов. Королева также основала приют для незамужних матерей. Когда во время поездки за пределы Парижа один из её слуг случайно наехал на фермера, она сама обработала рану пострадавшего, а позже даже позаботилась о том, чтобы оплатить уход за ним и поддерживать его семью, пока он не выздоровел и не вернулся к работе.

Мария-Антуанетта питала особую любовь к детям, возможно, потому, что она очень долго ждала появления своих детей: прошло восемь лет после замужества, пока у неё не родилась старшая дочь Мария-Тереза. Впоследствии она усыновила нескольких сирот, которые росли вместе с её четырьмя детьми. В ряде случаев во время своих поездок она сталкивалась с бедными детьми и принимала решение финансировать их образование, а позже также продолжала поддерживать их семьи. Она позаботилась о том, чтобы привить эти благородные качества своим детям: поощряла их жертвовать свои рождественские подарки нуждающимся детям и раздавать продовольственные корзины больным.

Так как же всё-таки в обществе сложился образ Марии-Антуанетты – оторванной от страны королевы, слепой к бедственному положению народа? Вероятно, причина этого кроется в роскошной жизни, которую позволяла себе монаршая семья, пользуясь королевской казной, которая, правда, со временем оскудела.

Другой фактор связан с жёсткой пропагандой против королевской семьи в годы до и во время революции. Для лидеров революции эта пропаганда сыграла важную роль. Она повлияла на умы и сердца масс и способствовала поддержке жестокого режима тех дней. Французская революция унесла жизни десятки тысяч человек. С помощью гильотины было казнено более 16 тыс. человек.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА