Мелководье, солёные воды залива Шарк-Бей, Западная Австралия. (Photograph, Angela Rossen/supplied to The Epoch Times by UWA) | Epoch Times Россия

Самое большое растение в мире существует на планете более 4000 лет

Гены растения хорошо приспособлены к местной среде
Автор: 05.06.2022 Обновлено: 05.06.2022 15:41
Исследователи из двух австралийских университетов обнаружили самое большое растение в мире — древнюю и жизнестойкую морскую траву, которая простирается на 180 км.

Возраст одного гигантского растения Posidonia australis (посидония австралийская) оценивается в 4500 лет. Оно было найдено на мелководье Акульего залива в Западной Австралии и подробно описано в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Доктор Элизабет Синклер, старший автор исследования и эволюционный биолог из Школы биологических наук Университета Западной Австралии (UWA) и Института океанов UWA, говорит, что изначально исследователи изучали, насколько генетически разнообразны луга морской травы в Акульем заливе (Западная Австралия) и какие растения следует собирать для восстановления морской травы.

«Нас часто спрашивают, сколько различных растений растёт на лугах морской травы, и в этот раз мы использовали генетические инструменты, чтобы ответить на этот вопрос», — сказала она в пресс-релизе в среду.

Студентка UWA и ведущий автор исследования Джейн Эдгелоу сказала, что их команда взяла пробы побегов морской травы со всего залива и составила их отпечаток, используя 18 тыс. генетических маркеров.

«Ответ нас ошеломил — он был всего один! — сказала она. — Вот так, всего одно растение разрослось на 180 км в Акульем заливе, что делает его самым крупным из известных растений на Земле».

«Существующие 200 км подводных лугов этой ленточной сорной травы, похоже, выросли из единственного колониального саженца», — добавила Эдгелоу.

Эколог и соавтор исследования Мартин Брид из Университета Флиндерса, Южная Австралия, сказал, что исследование представляет экологическую головоломку.

«Растение может быть стерильным, так что если у него нет половых признаков, то непонятно, как ему удалось выжить и процветать так долго», — сказал он, подчеркнув, что растения, неспособные к размножению, обычно имеют сниженное генетическое разнообразие, что необходимо при изменении окружающей среды.

«Наша морская трава тоже получила свою долю изменений окружающей среды. Даже сегодня она испытывает огромный диапазон средних температур — от 17 до 30°C, солёности — от нормальной морской воды до вдвое большей, и от темноты до экстремально высоких условий освещённости».

«Эти условия обычно вызывают сильный стресс у растений. Тем не менее посидония, похоже, продолжает жить».

«Как ей это удаётся? Мы считаем, что её гены очень хорошо приспособлены к местной, но изменчивой среде, кроме того, у неё есть тонкие генетические различия по всему ареалу, которые помогают ей справляться с местными условиями», — сказал он.

По словам Синклер, это морское растение выделяется среди других крупных клонов морской травы тем, что содержит в два раза больше хромосом, чем его родственники, что делает его полиплоидом.

Полиплоид — это организм, который содержит более двух полных наборов хромосом. Согласно Study.com, растения чаще всего являются полиплоидами, поскольку у них нет раздельного пола и они способны к самоопылению, хотя некоторые рыбы и земноводные, а также беспозвоночные, такие как пиявки и плоские черви, также являются полиплоидами.

«Полное дублирование генома в результате полиплоидии — удвоения числа хромосом — происходит при гибридизации диплоидных „родительских“ растений. Новый росток содержит 100% генома каждого из родителей, а не 50%, как обычно», — говорит Синклер.

«Полиплоидные растения часто обитают в местах с экстремальными условиями окружающей среды, часто стерильны, но могут продолжать расти, если их не беспокоить, и эта гигантская морская трава именно так и поступила».

Сейчас группа исследователей проводит серию экспериментов, чтобы понять, как Posidonia australis из Акульего залива выживает и процветает в сложных условиях.